Сочи из Абхазии | Абхазия-2018
svd Пришел, увидел, оценил

Абхазия - 2018
Сочи (включает Красную поляну, Роза-хутор, Олимпийский парк)

Куплена: Пицундское бюро путешествий и экскурсий

Цена: 1200 рублей плюс 1600 рублей за канатную дорогу в Роза-хуторе (оплачивается отдельно при желании прокатиться по канатной дороге)

Длительность: 10.00 – 00.30

Транспортное средство: экскурсионный автобус

Первая моя поездка. Ездил я один. Старшая дочка уже каталась на канатной дороге, когда была в Адлере и второй раз ехать не захотела.

С собой на эту экскурсию необходимо взять паспорт, а для детей – свидетельство о рождении для перехода границы с Россией. Также рекомендуется взять куртку или кофту, если планируете подниматься в горы на канатной дороге. Говорят, на вершинах гор бывает холодно. Также неплохо прихватить дождевик или зонт: горы часто покрыты облаками, иногда дождевыми.

Ровно в 10 часов к нашему пансионату подъехал большой экскурсионный автобус. Это очень обрадовало, потому что ждать в очереди на границе было бы гораздо приятнее в автобусе с полноценным кондиционером, чем в автобусе с кондиционером типа "открытые окна и бешеная скорость".

Да, мне надо было приехать в Абхазию, чтобы съездить на экскурсию в Сочи. Впрочем, я был далеко не одинок в своем стремлении. Народу набралось полный автобус. Первые экскурсанты сели в Пицунде, последние – в одном из сёл после того, как мы проехали Гагру. На сбор туристов по разным закоулкам ушел где-то час.

За Гагрой

Основная экскурсионная программа начинается после сбора всех туристов. Пока мы всех собирали, экскурсовод рассказывал об Абхазии, Пицунде и Гагре. О Пицунде – как ее осваивали, осушали и развивали как курорт – описано в предыдущих отзывах.

Что касается Абхазии, то на ее территории находится 7 языческих капищ, очень почитаемых абхазами: по одному в каждом из 7 районов страны. Одно из капищ находится в районе мыса Пицунда.

Ехали по объездной дороге вокруг Гагр. На ней несколько тоннелей. Узнали, что во времена грузино-абхазской войны 1992-93 годов тоннели использовали как места стоянки военной техники.

Гагра делится на 2 части: старый город и новый город. Старый город был основан принцем Ольденбургским. В 1901 году началось строительство курортного комплекса, для чего правительство России выделило принцу 3 миллиона рублей золотом. Несмотря на многочисленные нападки и обвинения в адрес принца со стороны некоторых влиятельных людей, 9 января 1903 года в известном ныне ресторане "Гагрипш" состоялось официальное открытие курорта Гагра. После открытия освоение этих мест продолжалось как в Гагре, так и в районе села Алахадзы и на мысе Пицунда.

В советское время в Абхазии развивались туризм и экспериментальное сельское хозяйство. После развала СССР, грузино-абхазской войны и 9 лет экономической блокады, наложенной Грузией, от этого мало что осталось. Сейчас более-менее развит только туризм.

Собрав всех туристов, экскурсовод неожиданно выдал: "ну шо, уси хлопцы и дивчины на месте?", хотя внешность у него была вполне кавказская, и мы погнали в сторону российско-абхазской границы.

 

Переход границы

На границу с Россией мы прибыли к 11.30. Автобус проходил границу не в общей очереди, а отдельным коридором. Заранее в автобусе составили список пассажиров. Этот список водитель отдал на абхазской границе. Затем подошла очередь границы российской, куда мы прибыли в 11.45. Там тоже была отдельная очередь для автобусов. И вот там мы застряли. Точнее, люди прошли границу быстро: на паспортном контроле было открыто 6 окошек плюс пропуск сумок через рентген. К 12.15 вся группа была в сборе, несмотря на то, что мы были не единственными переходившими границу. А вот автобус мы потом ждали аж до 13.20 на стоянке, вдыхая аромат выхлопных газов проезжающих мимо машин. Не знаю, что там усмотрели наши доблестные фсбшники, но экскурсовод нам сказал, что автобус погнали на прохождение рентгеновской установки. Т.е. в очередь, где стояли фуры. В общем, по их вине мы потеряли кучу времени. Позор нашим пограничникам, нельзя так издеваться над туристами.

 

Красная поляна

После перехода границы мы поехали в поселок Красная поляна. Ехали довольно долго. Поселок расположен в 64 километрах от Сочи.

По пути экскурсовод рассказывал про Сочи, Красную поляну и горнолыжный курорт Роза-хутор. Все они получили толчок в развитии, благодаря Олимпиаде 2014 года. Перед началом строительства высокогорных олимпийских объектов, курорта и инфраструктуры пришлось произвести переселение части местного населения. Далеко не все были согласны съезжать с обжитых мест, хотя людям обязывались предоставить аналогичное жилье или денежную компенсацию в размере рыночной стоимости этого жилья. Но когда речь заходит о таких масштабных государственных проектах, как олимпиада, протестуй – не протестуй, все равно получишь переселение. Людей переселили, и началась стройка века. В Красную поляну были проложены современные автомобильная и железная дороги, финансирование которых полностью взяли на себя РЖД. Построены уникальные тоннели длиной до 4,5 километров. Построен горнолыжный курорт Роза-хутор с сетью канатных дорог. В горах построен ряд спортивных объектов для проведения соревнований, а также гостиницы для проживания спортсменов и обслуживающих их лиц – так называемый горный олимпийский кластер. Работа была проведена действительно огромная за достаточно короткий срок: всего 7 лет. На строительство, включая строительство Олимпийского парка и стадионов в Сочи, о которых речь дальше, было потрачено 214 миллиардов рублей (100 из бюджета страны, 114 из частных инвестиций). А общие расходы на олимпиаду превысили 1,5 триллиона рублей.

Железная дорога на Роза-хутор

Безопасность олимпиады обеспечивали 55 тысяч сотрудников МВД и ФСБ со всех концов России, которые размещались в Сочи совершенно бесплатно. Некоторые, не особо дружественные по отношению к нам, страны прогнозировали провал сначала открытия олимпиады, а потом (когда открытие, несмотря ни на что, состоялось) провал самой олимпиады. За время олимпиады было предотвращено 8 террористических актов. Много это или мало в пересчете на 55 тысяч человек охраны – решать вам.

Также на олимпийских объектах работали 25 тысяч волонтеров, которые размещались и одевались также бесплатно. Легкий комплект одежды для каждого волонтера обошелся в 20 тысяч рублей, а теплый – в 50 тысяч. Почему так дорого – я не понял. Да и саму идею волонтерства, т.е. бесплатной работы, я не совсем понимаю.

В целом рассказ проводника был похож на агитационную речь на тему "Олимпиада – это успех страны". Эх, подумал я, Универсиада-2013, Олимпиада-2014, Чемпионат мира по футболу-2018 – с таким бы успехом у нас заводы строились.

Еще я сильно удивился в свое время, когда узнал, что зимнюю олимпиаду собираются проводить в южном городе со средней зимней температурой +6 градусов. Неужели у нас мало сибирских городов, где зимой стоят настоящие морозы?

По пути в Красную поляну мы заехали на обед в село Эстосадок, что является сокращением от "Эстонские сады", поскольку первыми поселенцами в этих краях были эстонцы. Накрапывал дождик. Пообедали в кафе, я съел то, что забрал из пансионата. Можно было заказать ужин. Поскольку экскурсия предполагала вечернюю часть с осмотром Олимпийского парка Сочи, заказал шашлык с картошкой, вышло на 600 рублей. Дороговато. Пока ели, дождик усилился. В автобус пришлось бежать под дождем.

У кафе в селе Эстосадок

В селе на горной реке построены 2 небольшие гидроэлектростанции, дающие ток горным олимпийским объектам и курорту Роза-хутор. Имеется озеро, являющееся резервным водохранилищем для них.

 

Роза-хутор

Наконец, в 15 часов мы приехали в Розу-хутор. По пути проезжали комплекс трамплинов под названием "Русские горки", где проводились олимпийские соревнования. Комплекс строился в месте, защищенном горами от ветров, чтобы порывы ветра не могли оказать влияние на результаты соревнований.

На въезде в курорт расположено казино "Сочи". Как сказал экскурсовод, местное население было против его строительства. Тем не менее, казино было построено, открыто в начале 2017 года, ныне функционирует, и все желающие могут его посетить. Потом добавил: через 2 дня мы вас заберем или миллионером, или в трусах на улице.

Курорт Роза-хутор расположен на высоте 560 метров над уровнем моря. Имеется 14 гостиниц. По плану строительства они должны были открыться к началу олимпиады. Однако выполнить план не удалось, и некоторые объекты оказались не готовы. Чтобы скрыть недострой, на окна повесили плотные шторы, а по вечерам в случайных номерах включали свет. Потемкинская деревня современности.

Роза-хутор

Роза-хутор

Для автобусов оборудована специальная площадка. Пускают на нее только на 10 минут, чтобы высадить или посадить пассажиров. После этого автобус уезжает на стоянку где-то в 7 километрах отсюда. Экскурсовод строго предупредил нас, что опоздавших больше 5 минут ждать не будем, потому что автобус просто выгоняют со стоянки. Выбраться можно на такси или на электричке. Кстати, на стоянке стояла кучка таксистов, и их никто оттуда не гнал.

Выгрузившись из автобуса, мы дружной толпой пошли по направлению к главной достопримечательности курорта – канатной дороге.

Роза-хутор

Канатная дорога

Основной маршрут канатной дороги включает в себя 3 станции:

  1. Олимпийская деревня на высоте 1100 метров над уровнем моря
  2. Беседка – 1350 метров
  3. Хребет Аибга или Роза-пик – 2320 метров.

На самом деле маршрутов гораздо больше. Некоторые линии работают только зимой и поднимают горнолыжников на спуски.

Карта подъемников и спусков в Роза-хутор

До каждой станции можно купить отдельный билет. А можно купить один билет на весь маршрут. Стоит 1590 рублей. Дети до 6 лет идут бесплатно, с 7 до 14 включительно за 930 рублей. Пенсионерам – скидки в зависимости от возраста и при предъявлении пенсионного удостоверения. Инвалидам тоже скидки при предъявлении соответствующих документов. Пенсионеров и инвалидов в группе не было, однако кататься решили не все. С желающих экскурсовод заранее собрал деньги (это произошло, когда мы ждали автобус на границе) и закупил оптом билеты в какой-то специальной кассе. В обычную кассу стояла длиннющая очередь.

На поездку по основному маршруту канатной дороги и осмотр окрестностей нам было дано 3 часа. В качестве приятного бонуса можно было прокатиться на линии со станции "Волчья скала".

Впечатление подпортил досмотр при входе на первую станцию. Все-таки любят у нас людей считать априори преступниками.

На каждую станцию ведет свой участок канатной дороги. Кабинки закрытые, в каждую садится до 8 человек. Двери закрываются и открываются автоматически. На каждой станции нужно выйти из кабинки и перейти на следующий подъемник. При этом кабинки не останавливаются, а только замедляются перед открыванием дверей, поэтому нужно успеть выйти, чтобы не уехать обратно.

Кабинки закреплены на тросе. Т.е. движется трос, а не кабинка едет по тросу. Вопрос: как в таком случае кабинки замедляются на станциях? Оказывается, на станциях есть целая система тросов, и кабинки перебрасываются с одного троса на другой, что позволяет менять скорость движения.

Кабинки, судя по надписям, едут со скоростью 5 м/с (18 км/ч). Из-за приличного перепада высоты некоторые участки дороги идут вверх под достаточно большим углом. В таких местах уши закладывает, как при взлете самолета.

Перед поездкой нас предупредили, что могут быть кратковременные остановки между станциями. Это нормально и пугаться этого не нужно. Действительно, пару раз мы останавливались и висели между стойками. Но остановки были очень недолгими.

Канатная дорога

Что можно сказать. Только одно: это было здорово. Дорога проходит на довольно значительной высоте от земли – думаю, не меньше 12-15 метров, потому что верхушки деревьев оставались под нами. А какая высота была, когда едешь над ущельями, оценить не берусь. Потом прочитал в интернете, что один из участков проходит над ущельем на высоте 126 метров. Экскурсовод сказал, что кататься можно смело, потому что дорогу строили бельгийцы, а не китайцы с киргизами.

Вид из кабинки

Выезжала вся наша группа вместе. На станции "Олимпийская деревня" все разбрелись кто куда. Я не стал тратить много времени на осмотр местности и минут через 10 поехал дальше. Для детей здесь есть дорожки, где можно кататься на ватрушках в любое время года и огромный батут.

Олимпийкая деревня

Олимпийкая деревня

На станции "Беседка" находится пересадка на бонусную линию с открытыми кабинками. Здесь же находится "Йети-парк" с веревочным городком.

Для входа на бонусную линию нужно пройти через небольшой тоннель. Когда я увидел очередь к "Волчьей скале", возникла мысль, успею ли подняться на Роза-пик и уложиться в отведенные 3 часа. Потому что на станцию к Роза-пику тоже стояла неслабая очередь. Но желание прокатиться в открытой кабинке перевесило. Решил, что Роза-пик будет или не будет по факту возвращения. Отстоял минут 20 в очереди и поехал.

Станция Волчья скала

Что такое открытая кабинка. Это сиденье, куда садятся до 6 человек (инструктор сажал по 4-5). После посадки сверху опускается фиксатор. Сиденья также не останавливаются полностью, а только замедляют свой ход.

Поездка в открытой кабинке

Поездка в открытой кабинке

Конечная станция расположена на высоте 940 метров над уровнем моря. В одном месте канатная дорога идет под довольно приличным углом резко вниз. Ощущения примерно как на американских горках, когда съезжаешь с высоты, хотя и с меньшей скоростью. С другой стороны, это самый интересный участок пути. На конечной станции мы не выходили и не пересаживались, а сразу ехали назад. Перед финишем вас снимает фотокамера и за дополнительную плату можно получить фотографию.

Вернувшись и оценив очередь на Розу-пик, а также имеющееся время, решил поехать. И не пожалел. Потому что именно этот отрезок дал больше всего впечатлений. Во-первых, ехать пришлось через облако. Едешь наверх в тумане, вокруг совершенно ничего не видно, кроме проплывающих мимо кабинок и опор дороги. А потом выныриваешь на солнце, а облака остаются внизу. Во-вторых, какие же захватывающие виды открываются на Роза-пике. Таких гор я еще не видел ни разу.

Гора Роза-пик

Гора Роза-пик

Гора Роза-пик

Гора Роза-пик

Роза-пик не самая высокая смотровая точка. Есть точка под названием "Каменный столб" на высоте 2500 метров. Но туда мы не попадали по времени, и нужен был отдельный билет.

В месте отправления – в самом низу – стояло табло с указанием скорости ветра и температуры на всех станциях. На Роза-пике показывало +14. По факту было гораздо теплее. Не понадобилась даже куртка. Однако иметь ее с собой нужно.

Станция находится на самой вершине горы, поэтому идти оттуда можно только вниз. Здесь есть кафе. Организуются конные прогулки по горам. Можно пересесть на другую линию канатной дороги и спуститься с другой стороны горы.

Гора Роза-пик

Что не понравилось – от площадки, где расположена станция, вниз идут довольно крутые склоны. В качестве ограждения в землю воткнуты железные трубы, на которых висит пластмассовая сетка. От падения такая конструкция вряд ли спасет.

Потом была дорога вниз сквозь облака. Внизу время от времени накрапывал дождик. Тут я уже не ходил по пересадочным станциям, а сразу ехал вниз.

На конечную станцию, которая была точкой отправления, прибыл за 20 минут до назначенного времени. Погрузились в автобус и погнали в Олимпийский парк Сочи.

 

Олимпийский парк

По пути был заезд в упомянутое уже кафе на ужин. Часы показывали где-то около 19 часов (еще раз спасибо пограничникам, утром задержавшим наш автобус). Быстро поели и погнали дальше.

По пути экскурсовод рассказывал про олимпийские объекты, расположенные в самом Сочи – так называемый прибрежный олимпийский кластер. Это Олимпийский парк и находящиеся там 6 стадионов. Строительство велось так, чтобы все стадионы находились в шаговой доступности, поэтому от одного стадиона к другому можно дойти пешком за несколько минут. Здесь же находится чаша олимпийского огня и танцующий фонтан, который нам обещали показать.

Главный и самый большой стадион – "Фишт", что в переводе с адыгейского означает "заснеженная вершина". Выполнен в форме горы, покрытой снегом. Вмещает до 45000 зрителей. На нем проводилась церемония открытия Олимпийских игр. Первоначальный сценарий открытия предполагал, что в момент зажжения огня две половинки крыши должны разъехаться в стороны, и зрителям откроется вид на чашу. Но во время генеральной репетиции за несколько месяцев до начала олимпиады механизм разводки крыши сломался. Одна створка открылась нормально, а вторая с грохотом съехала в сторону, круша все подряд. Неисправность и разрушения оперативно исправили, кого-то, наверное, наказали, но проводить церемонию зажжения огня решили по запасному сценарию: она транслировалась на экраны, расположенные внутри стадиона. Хотя немного обидно, что так вышло: выглядело бы это потрясающе. На этом же стадионе прошел ряд матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Стадион Фишт

Все стадионы вроде как действующие. Один арендует Илья Авербух и ставит там свои ледовые шоу. На другом В.В. Путин регулярно собирает разных чиновников для игры в хоккей и антикоррупционной проверки, которую, по словам экскурсовода, проходят не все. Самый маленький стадион арендуют разные телекомпании и, как он сказал, "снимают там всякую ересь типа камеди-клуб и камеди-вумен".

В целом по парку видно, что денег не жалели.

Рядом с Олимпийским парком расположен парк аттракционов "Сочи-парк".

К парку подъехали где-то слегка за 20 часов. Первое впечатление после спуска с гор, когда мы вылезли из автобуса – душно. Яндекс показывал, что на улице было +25.

Вход в парк бесплатный. По парку можно ходить пешком, а можно ездить на электрокаре – 100 рублей с человека в одну сторону (от входа до фонтана). Есть также прокат самокатов и велосипедов.

Электрокары есть как маленькие на 3 пассажиров, так и большие человек на 12. Экскурсовод заранее опросил всех, кто как планирует перемещаться по территории, потому что до фонтана, по его словам, было 3 километра. Я, как и многие, решили пойти пешком. Некоторые решили ехать. С них он собрал по 200 рублей на билеты туда-обратно.

Олимпийский парк Сочи

Музыкальная программа на фонтане начиналась в 20.30, поэтому нужно было поторопиться, чтобы успеть прошагать заявленные 3 километра. То ли я быстро хожу, то ли экскурсовод ошибся, но мне показалось, что расстояние там все-таки меньше.

Чаша олимпийского огня сделана довольно красиво. Первое впечатление было: самолет на взлете. На самом деле она должна была изображать жар-птицу. Высота – 50 метров (16-этажный дом). Перед чашей расположен танцующий фонтан, выбрасывающий воду вверх на 47 метров.

Танцующий фонтан

На начало музыкально-фонтанной программы я немного опоздал. К этому времени на площади собралась довольно большая толпа народа. Многие располагались прямо на газонах. Я также улегся на траву с рюкзаком под головой – так было удобнее снимать видео: руки получали жесткий упор в землю, что исключало дрожание фотоаппарата.

Музыкальная программа понравилась. Длится 1 час. Правда, до конца не досмотрел, потому что в 21.30 нам нужно было выезжать обратно. Но в целом впечатляет.

Некоторые все-таки опоздали. Видимо, сидели до конца программы. В 21.45, наконец-то, прибыли последние пассажиры, и мы выехали из Сочи.

 

Второй переход границы

От Олимпийского парка до границы с Абхазией совсем близко. Ехали минут 10. В районе 22.00 выгрузились из автобуса и пошли на пограничный контроль.

В отделении пограничного контроля народа не было вообще. Несмотря на это, работали все 6 окошек. Я прошел границу, наверное, минуты за 2. Остальные тоже собрались довольно быстро. Дольше всего, как и с утра, пришлось ждать автобус, который стоял в общей очереди крупногабаритных машин.

В 22.40 автобус прибыл, еще минут через 5 мы проехали абхазскую границу, где водитель отдал пограничникам второй листок со списком пассажиров, и мы опять оказались на абхазской земле.

 

Заключение

Пока развозили туристов, севших в селах вокруг Гагры, пока добирались до Пицунды... В общем, в номере я оказался в 0.30. Успел даже немного поспать в автобусе.

Итог. Экскурсия очень интересная. Много впечатлений от канатной дороги на Красной поляне. Чудесные горные виды. Впечатляет Олимпийский парк Сочи и танцующий фонтан. Но из-за очень большой длительности не стоит ехать с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Да и выезд можно было бы сделать не в 10, а в 8 часов утра.

 


Неожиданная поездка на озеро Мзы

Оглавление

Кындыг

На главную
Яндекс.Метрика