svd Пришел, увидел, оценил

Ноябрьская Шри-Ланка
Часть 2. Экскурсионно-познавательная
День третий

Сегодняшний день начинаем с подъема на гору Сигирия. Дальше будет видно. А вечером переезжаем в Канди.

 

Гора Сигирия

Когда Джагат узнал про Сигирию, он стал предлагать нам подняться на соседнюю гору - Пидурангалу, т.к она находится там же и такой же высоты, а стоит всего 1000 рупий.

Мы не согласились. Потому что на Сигирии находятся руины древнего дворца, посмотреть на которые все туда и поднимаются. А просто по горам мы уже ходили в Абхазии и в Крыму. Так что нет, дорогой наш товарищ, поехали к Сигирии.

От гостиницы до горы - минут 20 неспешной езды.

Сигирия (в переводе - Львиная гора) - скала вулканического происхождения высотой 370 метров. Не так уж много. Около подножия скалы раскинут парк.

Входные билеты: 30 долларов взрослый, 15 детский. В какой валюте платили - не помню. Точно наличными, а не картой.

Рядом с кассами расположен вход в небольшой музей. Осмотрели без экскурсовода. Фотографировать опять нельзя. Да что ж такое-то? Кстати, в музей лучше идти сразу, потому что выход из комплекса после спуска с горы находится в другом месте.

После музея пошли по дороге через парк прямо к скале, которая маячила перед нами, закрывая горизонт.

Прошли мимо местного озера с лотосами и каких-то развалин.


Повстречали местного варана.

Прошли мимо бассейна.

И подошли к началу подъема на скалу.

Первая часть подъема - по каменной лестнице до площадки, откуда начинается подъем непосредственно на скалу. Всего предстоит пройти 1200 ступеней. В 9 утра уже припекало, но первая часть подъема далась без особых усилий.

Вход оформлен в виде лап огромного льва. Раньше тут действительно была статуя льва - этакий ланкийский Сфинкс, охранявший дорогу в королевский дворец. Но сейчас остались только лапы.


А дальше - по узкой металлической лестнице на самый-самый верх. Лестница сделана не совсем удачно. Нижняя часть - двухсторонняя, где можно идти одновременно и вверх, и вниз. А верхняя часть - узкая, односторонняя. Поэтому если кто-то спускается, нужно как-то расходиться на площадках между переходами.

На лестнице нас обдувало ветром, поэтому припекающее солнце ощущалось не так сильно.

На площадках стоят ланкийцы, которые готовы "помочь" подняться наверх. Так, один вдруг взял дочку за руку и повел ее - типа ребенку ж тяжело самому идти. А как еще идти по такой лестнице: только один впереди, один сзади? Я хмыкнул и полез следом.

Наверху отдал ему 100 рупий. Тому оказалось мало, он стал просить 1000. Пришлось показать ему, что он малость обнаглел, и 1000 это уже перебор. Тем не менее, он некоторое время шел за нами, надеясь на доплату. Когда понял, что больше ничего не получит, потопал обратно к лестнице.

Вот так выглядит входной портал где-то с середины подъема.

А вот это - та самая гора Пидурангала, на которую зазывал нас Джагат. По высоте действительно примерно такая же.

Вид на парк, через который мы шли к скале.

А теперь - в путь по дворцу, построенному на самой вершине горы.

С военной точки зрения идея построить здесь дворец весьма здравая. Не знаю, как раньше поднимались сюда, но перекрыв все подъемы и имея достаточно продовольствия, можно без особых проблем сдерживать большую армию противника. Интересно, как строили здания? Все постройки кирпичные. Не похоже, чтобы глину для кирпичей добывали здесь же. Хотя кто его знает, может как раз всю глину извели на кирпичи? Или поднимали готовые кирпичи на блоках? Или таскали по лестницам? По подсчетам археологов, сюда нужно было поднять 3 миллиона кирпичей, чтобы все построить. Дворец был построен в 5 веке. Насколько я понял потом, почитав историю Сигирии, археологи до сих пор гадают, как это все было построено.

А может у тех древних людей все-таки были летательные аппараты и подъемные краны? Только почему это нигде не отражено на фресках?


Королевский бассейн.

И каменный трон, на котором, видимо, отдыхал король после принятия водных процедур.

Королевскому взору открывался вид на окружающие джунгли и горы.

Спускаемся вниз по той же самой узкой металлической лестнице, пропуская тех, кто спешит наверх, чтобы прикоснуться к истории. С площадки, где расположены львиные лапы, спускаемся по другой лестнице через грот с фресками на стенах (опять снимать не дают). А дальше - вниз по довольно крутой каменной лестнице. Интересно, сколько подданных короля поскальзывались здесь во время дождливых сезонов?

Вот там наверху - бассейн для обеспечения водой построек, расположенных под горой.

А это, согласно табличке, Audience Hall. Видимо, место, где король принимал послов и гостей. В центре - каменный трон для короля и ближайшего окружения, садиться на который сейчас не разрешается. По бокам - каменные скамьи для остальных присутствующих. Ну, раз короля изобразить не удалось, посидели на скамейке для его гостей.

Спустились вниз. Здесь сидят торговцы сувенирами типа каменных и деревянных слоников, книг с фотографиями Сигирии и прочей ерундой. Чуть дальше расположена автостоянка, где ждал нас Джагат.

Почему в некоторых отзывах пишут, что "подъем занимает несколько часов"? У нас на весь поход ушло всего-навсего 2 часа, при этом мы абсолютно никуда не спешили.

 

Деревенский тур

Время было раннее (примерно 11.30). Мы и сами не ожидали, что так быстро уложимся с Сигирией. И тут, прямо на стоянке около спуска с горы, Джагат предложил прокатиться в повозке с быком, а потом в лодке по озеру с лотосами. Это было другое озеро, не то, что мы видели вчера.

Мы читали про такие экскурсии в отзывах, но сами на нее не собирались. Посмотрели друг на друга - и согласились.

Приехали в "кассу". На деле - простой деревянный сарайчик с крышей из пальмовых листьев. С взрослых взяли по 6000 рупий (2000 рублей), ребенок - бесплатно.

И вот мы садимся в повозку, запряженную волом, и едем по направлению к озеру. Джагат едет с нами.

На полпути "водитель" спрашивает: хотите "порулить"? Предложение было весьма неожиданным. Жена с дочкой согласились, им по очереди выдали вожжи. Хотя было ощущение, что бык сам знает куда идти.

Доехали до озера. Пересели вот в такую лодку. Сзади расположился гребец с веслом, и мы поплыли по озеру.


До поездки Лаланга присылал нам видео, как туристы снимали плывущего в озере крокодила. Нам, к сожалению, крокодил не попался. Попались только птицы, которые при нашем приближении довольно шустро ныряли в воду.

Не спеша, мы выплыли на целое поле лотосов.


Тут Джагат выловил из воды несколько цветков и листьев. Из цветков он соорудил нам бусы, а из листьев - шапочки. Посмотрели мы друг на друга в этом наряде и дружно захохотали.

Между тем, мы подплыли к противоположному берегу, выгрузились из лодки и пошли через сад к одиноко стоящему деревянному домику.

Судя по запаху, дело шло к обеду. И это было весьма кстати. Нас встретили две женщины и объявили, что обед мы сейчас будем готовить сами. Опаньки, вот это попали.

Для начала нужно было очистить кокос от кожуры. Для этого используется специальный нож, воткнутый в землю. Для очистки кокоса требуется определенная физическая сила. Так что тут основная часть работы досталась мне. В итоге в руках оказалось кокосовое ядро.

Дальше из этого ядра сливается кокосовый сок. Сок успешно выпивается, а ядро раскалывается пополам, после чего нужно выскрести мякоть с помощью вот такой терки.

Тут меня тоже пытались привлечь к процессу, но я сказал, что готовить - это удел женщин, так что пусть вон те двое работают (в смысле жена с дочей).

Как выяснилось, в результате должна получиться кокосовая лепешка. Только для лепешки нужна мука. А муку делают из риса. А рис-то еще неочищенный. Так что берите, товарищи, рис, вытряхните из него хорошенько мусор, потом обмолотите в ступе, а потом прокрутите в муку вот на такой мельнице.

Внутрь засыпаются зерна, а по бокам ссыпается мука. Раскручивается такая конструкция достаточно тяжело. Пришлось помочь.

Полученная кокосовая масса смешивается с мукой, водой и еще чем-то, в результате чего получается тесто. Тесто раскатали в лепешку и поставили печься на самую настоящую печку. Не такую, конечно, как у нас, но у нашей печи и функций больше: не только приготовительная, но еще и отопительная.

Часть риса ушла на муку, а часть - вариться в кастрюлю.

А пока рис варится, мы будем готовить фасоль в кокосовом масле. А потом - печенюшки, тоже в масле. Ну, с этим у моих проблем никогда не было.

Всё, печенюшки готовы. Ждем рис. А пока что давайте сплетем циновку для крыши из пальмового листа. Тут я подключился к строительным работам. Дело, в общем-то, несложное. Главное понять принцип переплетения листьев, а дальше дело техники.

Вот и рис готов. Можно накрываться на стол.


И тут нам сообщили, что есть придется руками. Еще раз опаньки. Дружно топаем мыть руки. Без мыла, только водой. Так что если соберетесь сюда, берите с собой ложки.

Сели. Едим. Вкусно, ничего не скажешь. Хотя руками есть все же непривычно.

В это время прибыла следующая группа "подопытных кроликов" - парень с девушкой, видно, молодая семья. Ну давайте, ребята, теперь ваша очередь рис чистить и циновки плести.

А мы покидаем сие гостеприимное заведение, садимся в тук-тук и едем туда, где осталась машина Джагата со всеми нашими вещами. На полпути водитель тук-тука обернулся и спросил, не хочет ли кто порулить. Я отказался, потому что подумал, что из-за незнания английского не пойму его объяснений как управлять этим чудо-транспортом. Жена села. И поехала. Ну а чего, машину мы оба водим.

Когда свернули с грунтовки на трассу, там стоял местный гаишник. Оба-на, подумалось мне, что сейчас будет... К счастью, он не обратил на нас никакого внимания.

Итог. Ребенок был в восторге. И от катания на быке, и от озера, и от процесса приготовления еды. Мы отнеслись менее восторженно. Нет, интересно, конечно, но не сказать, что нечто невероятное.

 

Центр шелка

Итак, мы держали путь в Канди.

Как я уже говорил, у Джагата везде были "прикормленные" места. Вот и теперь он предложил заехать в магазин шелковых изделий. Ладно, давай уж, коль по пути.

Магазин оказался довольно дорогим. Померяли на дочку шелковые штаны. Дитю они понравились. А вот нам цена совсем не понравилась. И если бы не детишкино "хочу-хочу здесь и сейчас", мы бы ушли без покупок. Оплатить покупку удалось картой.

Когда мы приехали в Хиккадуву, увидели в одном из магазинов почти такие же штаны. Только в 3 раза дешевле. Нет, я серьезно - действительно ровно в 3 раза.

 

Сад специй

Еще одно место, куда Джагату очень хотелось нас завезти, был сад специй. Он раза 3 спрашивал, не хотим ли мы туда заехать. Ладно, время есть, поехали.

Вообще, сады специй натыканы по всей Шри-Ланке. В Хиккадуве тоже есть экскурсии с посещением сада специй, расположенного недалеко от города.

Экскурсия по саду оказалась бесплатной. В саду растут разные лекарственные и съедобные растения. О некоторых из них подробно рассказывал экскурсовод. Мы видели сандаловое дерево, алоэ, мускатный орех. Посмотрели как растут какао, кофе, ваниль.

Дальше нас пригласили на бесплатный массаж. Массаж занял довольно много времени. После окончания выяснилось, что он-таки не бесплатный и что массажистам надо дать по 1000 рупий.

А вот дальше начался самый главный развод. Нам стали предлагать всякие специи и мази от всего подряд. Напирая на то, что все натуральное и выращено вот прямо здесь. Наверное, так оно и есть, только что ж цены-то такие, будто вы все везете с другого конца Земли? Пришлось мне как следует поработать губозакаточной машинкой. Тем не менее, 15000 рупий мы здесь оставили. Заплатить оказалось можно картой.

 

Храм зуба Будды

Канди - нынешняя культурная столица Шри-Ланки.

Нам нужно было успеть к 18 часам в Храм зуба Будды. В это время в храме начинается служба... ну или как там у буддистов называется их церемония.

Оставшиеся 40 километров до Канди мы почему-то ехали целых 1,5 часа. Если бы не массаж, мы бы успели заселиться в гостиницу. Но теперь времени не было, поэтому Джагат повез нас сразу к храму.

Вход в храм платный, 4000 рупий (1300 рублей) с человека. Кажется, ребенок прошел бесплатно. Здесь же снимаем обувь и сдаем ее на хранение.

Перед входом - досмотр с рентгеном. Говорят, были попытки уничтожить зуб Будды. Кому нужен ваш зуб - непонятно.

А теперь идем в храм.

Храм зуба Будды является еще одним памятником всемирного наследия и охраняется ЮНЕСКО. Это место паломничества буддистов всего мира.

По преданию, после кремирования Будды из костра достали четыре зуба, которые развезли по всему миру. Первоначально зуб Будды находился в Индии, но в 4 веке, во времена междоусобных войн, правитель, опасаясь за сохранность реликвии, отправил свою дочь под видом деревенской девушки на Шри-Ланку. В ее волосы была вплетена буддистская святыня. Так в 371 году зуб Будды был перевезен сюда.

Зубу приписывалась волшебная сила: владеющий им обладал всей полнотой власти. Поэтому зуб Будды стал владением королевской династии. Первоначальным местом его хранения был город Анурадхапура, затем зуб перенесли в Полоннаруву, а в 14 веке он был переправлен в Канди. Тогда специально для хранения этой святыни был возведен храм. Тот храм, где сейчас хранится зуб, был построен в 18 веке. Зуб хранится в золотой ступе и очень редко выставляется напоказ.

Буддисты верят, что достаточно зубу исчезнуть, и придет конец буддийским верованиям Шри-Ланки. Сколько религий - столько мифов. Мощи у христиан, волос из бороды пророка Мухаммеда у мусульман, зуб Будды у буддистов. Ничего не поделаешь.

Можно сказать, что нам повезло. Церемония начиналась не в 18, а в 18.30. Поэтому пока просто ходим по храму и смотрим по сторонам.


Как в любом буддийском храме, здесь множество статуй, изображающих Будду в разных позах.


Народу в храме - не протолкнуться. Паломники и стоят, и сидят на полу. Многие читают молитвы. Изредка попадаются другие туристы типа нас. Ходят, смотрят, щелкают фотоаппаратами.

Для верующих продаются блюда с цветами для подношения Будде.

Наконец дождались начала церемонии. Началась она на первом этаже храма. А мы на втором. Пришлось протиснуться сквозь толпу и спуститься вниз. Там двое барабанщиков отбивали дробь, а монахи в это время носили какие-то ящики.

Потом эти ящики подняли на второй этаж, и все верующие отправились туда же. И мы за ними. Паломники выстроились в большую очередь к небольшой двери, где монахи принимали подношения. Наверное, за этой же дверью находится ступа, в которой хранится зуб Будды. Мы ее не видели.

Мы не стали ждать, когда пройдет вся очередь. Вышли через дверь вместе с теми, кто уже отдал подношения и пошли к машине. Тем более, что начинался дождь, а мы были без дождевиков.

 


Часть 3. Полоннарува, Озеро лотосов, Традиционные танцы Шри-Ланки

Оглавление

Часть 5. Королевский ботанический сад Перадения, Башня Амбулувава, Чайная плантация, Парк Виктория

На главную
Яндекс.Метрика