Сегодня едем в Полоннаруву, еще один памятник древней архитектуры Шри-Ланки, еще один объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
От гостиницы до Полоннарувы час езды. По пути мы проехали национальный парк Миннерия. На дороге стоял знак "Осторожно, слоны". Как сказал Джагат, слоны действительно могут выходить на дорогу, но делают это в основном ночью.
Комплекс в Полоннаруве территориально разделен на 2 части: Археологический парк и Музей. Входные билеты продаются только в здании музея, поэтому сперва едем туда.
Стоимость - 25 долларов с взрослых, 12,5 долларов с детей. Карту Unuon pay не взяли (только Visa/MasterCard, да они нынче за границей не работают). Заплатили наличными, сдачу со 100 долларов дали рупиями.
Билет позволяет посетить и музей, и парк. Значит, начнем с музея, коли мы здесь уже находимся. Только вот фотографировать в музее нельзя. Причем за этим очень внимательно бдят. Причем не бабушки, как у нас в музеях, а вполне крепкие товарищи в форме.
Тут к нам подошел один из сотрудников музея и предложил провести экскурсию как по музею, так и по парку. Причем на русском языке. Ну почему же нет? Давай.
История Шри-Ланки начинается с 6 века до нашей эры, когда выходцами из Индии здесь было основано государство Сингала. Первой столицей был город Анурадхапура.
В 3 веке до нашей эры на Шри-Ланку проникает буддизм.
Просуществовав до 11 века уже нашей эры (1600 лет), после масштабного военного вторжения из Индии, столица переехала в Полоннаруву. Главным фактором переноса столицы именно сюда стало удобное географическое положение, благодаря которому город было легко оборонять от армии противника. В 13 веке, после очередной войны, столицу перенесли в Канди. Потом в Котте и, наконец, в Коломбо, где она расположена по сей день.
Сам город Полоннарува основан в 3 веке нашей эры. Большинство построек Археологического комплекса датируются 11-12 веками, на которые пришелся расцвет города. В 12 веке было выкопано искусственное озеро для водоснабжения города, обнесенное плотиной - ныне это озеро Миннерия.
В 13 веке город стал терять свое значение и приходить в упадок. Заброшенный и полностью заросший город был обнаружен совершенно случайно англичанами в 19 веке. Раскопки и реставрации ведутся по сей день.
Такова вкратце история древнего города.
Кстати, знаете, почему именно корова считается священным животным в Индии? Потому что верхом на корове ездил Шива, один из верховных богов в индуизме.
А теперь вновь садимся в машину и едем ко входу в Археологический парк. Здесь вылезаем из машины, отдаем билеты и идем пешком осматривать древности.
Дворец. Раньше было огромное 7-этажное здание. 3 нижних этажа - каменные, 4 верхних - деревянные. Соответственно, деревянные не сохранились.
За 200 лет, пока Полоннарува была столицей, в ней правили 21 король. При этом самый долгий период правления составлял 55 лет, второй по длительности - 30 лет, третий - 9 лет. Все остальные правили от нескольких месяцев до нескольких лет, причем большинству "помогали" освободиться от должности с помощью колющих и режущих предметов. Меньше всего повезло королю, который правил всего 1 день.
Бывшее здание парламента, где король проводил совещания со своими министрами.
Вон там в конце стоял королевский трон, а по бокам сидели 18 министров. Причем министры со своих мест не могли видеть короля, а когда им давали слово, выходили на середину и выступали. Каждый мог высказаться только 1 раз.
Королевский бассейн. В центре - круглый трон для короля. На лавочках сидели жены короля или министры, в зависимости от того, с какой целью король решил искупаться.
Наполнялся бассейн по трубам, проложенным сюда от озера.
Каменная книга размером 8 на 1,5 метра со сводом законов того времени. Была перевезена из Анурадхапуры. Целый год понадобился, чтобы на слонах преодолеть расстояние в 100 километров и доставить ее сюда.
Вокруг дворца была построена стена высотой 11 метров и шириной 4 метра, вокруг которой был ров с крокодилами.
Около дворца располагался базар и торговая улица, а дальше находились жилища простых людей. Ширина проездов между стенами - 1 слон. Тогда ширину улиц меряли слонами.
Весь город также был обнесен каменной стеной.
Камбоджийская пагода. Подарок тогдашних правителей Камбоджи, с которыми у сингалов были очень дружественные отношения.
А это уже будийский храм. 4 статуи Будды расположены по направлениям 4 сторон света.
В центре храма - ступа, где когда-то хранилась святая реликвия буддистов - один из 4 зубов Будды, которые были извлечены из пепла после его кремации. Сейчас этот зуб, как говорят, хранится в Храме зуба Будды в Канди.
Лунный камень у входа в храм, символизирующий переход из мирского пространства в священное и говорящий о том, что при входе в храм нужно оставить все низменные мысли.
Внешняя полоса из языков пламени символизирует материальные потребности. Гуси символизируют озарение тех, кто в поисках нирваны отказался от своих земных привязанностей. Слон - символ рождения. Лошадь - символ смерти, потому что переход в нирвану невозможен без осознания конечности самого себя и принятия этого. В центре находится половина цветка лотоса, что означает завершение желаний.
Лунные камни устанавливали у входа в храмы как символ очищения пришедших верующих.
Двигаемся дальше мимо древних развалин.
И приходим к огромной ступе, построенной в 12 веке - Ранкот Вехере. Это четвертая по величине ступа в стране и самая большая в Полоннаруве. Каждый из королей, которому удавалось править более-менее долго, считал своим долгом отметить время своего правления постройкой пагоды, которая превзошла бы все остальные. Высота этой - 62 метра (20-этажный дом).
На ее постройку ушло несколько десятков миллионов кирпичей.
Около ступы расположились многочисленные торговцы соломенными шляпами и фигурками из дерева и камня. За нами долго ходил один старичок и предлагал набор из 5 слоников за 5 долларов.
На территории города располагалось также множество мелких пагод.
Одним из уникальных мест не только города, но и всей тогдашней страны являлся буддийский университет, в котором обучались более 3000 студентов. Для преподавателей и студентов был построен целый жилой район.
Была в городе аюрведическая больница.
Когда-то по улицам города ходило множество людей. А теперь живут олени и обезьяны. Если в Пещерном храме мы видели макак, то здесь встретили лангуров.
Маленький лангурёнок с интересом наблюдал, чем это мы занимаемся.
Идем дальше. Еще один бассейн, но не королевский, а для монахов.
Подходим к развалинам очередного громадного храма. Храм Ланкатилака - самое высокое строение Полоннарувы после ступы. 15 метров.
Внутри - 13-метровая статуя Будды. Увы, без головы.
Экскурсовод сказал, что раньше глаза у статуи были сделаны из драгоценных камней, и когда на них падал свет восходящего Солнца, глаза светились. Однако эти самые камни и послужили причиной частичного разрушения статуи захватчиками.
Здесь же - Кири вехера или Молочная ступа.
Наконец, в конце пути - скальный храм Гал вихара, где расположены 4 статуи Будды, вырезанные из камня. Постройка датируется 12 веком.
Очень популярное место у верующих. Их здесь довольно много. Мы как раз попали на время какой-то церемонии.
В принципе, на этом можно было закончить поход по Полоннаруве, потому что мы пришли к выходу, где нас ждал Джагат. Но наш проводник спросил, не хотим ли посмотреть еще один храм, расположенный на удалении отсюда? Мы ему ответили, что коли уж пролетели 6000 километров до Шри-Ланки, то будем смотреть все.
До следующей достопримечательности был 1 километр. Джагата с машиной отправили туда, сами пошли пешком мимо очередных ступ и развалин.
По пути прошли мимо Бассейна лотоса. Бассейн выполнен в форме цветка.
Пришли к храму. Красиво. Кирпичная кладка, украшенная лепными, а может вырезанными из камня, фигурами.
Тут нашего экскурсовода позвал один из местных сотрудников, а тот, в свою очередь, стал звать нас. Оказалось, что около храма живет прирученная белка, которую можно покормить (ну куда уж без такого развлечения ребенку). Хорошо, что у нас с собой были бананы. Скормили один зверушке, остальные съели сами.
Это седая гигантская белка. Достигает длины в 1 метр (вместе с хвостом). Вот этот симпатичный зверек - один из символов Шри-Ланки.
А обезьян здесь крепко не любят. И есть за что. Прямо на наших глазах макака залезла в машину, стащила оттуда пакет и полезла со своей добычей на дерево. Хозяин машины громко ругался и махал на нее кулаками.
Пошли дальше и вышли к озеру. Проводник сказал, что в нем можно купаться. Семья полезла, я остался на берегу.
И очень здорово, что я остался. Потому что по берегу в это время неторопливо ползал варан, с деловым видом осматривая и обнюхивая камни. Небольшой такой варанчик, с метр в длину.
Кроме нас, в озере купалась одна местная семья. Наша детишка быстро наладила контакт с местными, и они стали играть вместе.
Накупались. Вылезли. Идем дальше мимо развалин. Теперь уже точно на выход.
У выхода распрощались с экскурсоводом. За наше сопровождение он попросил 40 долларов.
По пути назад с нами неожиданно связался Лаланга и начал расспрашивать про экскурсовода. По его словам, это был не экскурсовод, а мошенник, потому что штатные экскурсоводы берут 25 долларов. Странно как-то: ведь если бы он был мошенником, его вряд ли просто так везде пропускали. Сперва в музей, потом на территорию парка. Как бы там ни было, экскурсию он нам провел интересную и, что немаловажно, на русском языке.
На музей и экскурсию по древнему городу ушло 4 часа.
Время было послеобеденное. Выехав из Полоннарувы и подкрепившись по пути, Джагат предложил поехать на сафари в национальный парк Миннерия, который находился тут же рядом. А почему бы и нет, подумали мы.
Однако, как только мы подъехали к кассам Миннерии, ливанул дождь. Сафари накрылось... ну, если не медным тазом, то хотя бы зонтом. В общем, сели в машину и поехали дальше.
А дальше вспомнилось, что в отзывах фигурировало озеро с лотосами где-то в районе горы Сигирия. Попросили Джагата свозить нас туда. Он, кажется, не сразу понял, куда мы хотим, но потом до него дошло.
Озеро, надо сказать, не впечатлило. Наверное оттого, что лотосы не цвели. Просто вода, сплошь покрытая листьями.
А вот и гора Сигирия. Туда мы завтра полезем. Если увеличить фотографию, на вершине можно рассмотреть руины дворца.
Еще до выезда мы читали в отзывах, что есть выступления ланкийских танцоров, причем кроме обычных танцев они еще ходят по углям. Желая познакомиться не только с историческими, но и с культурными достопримечательностями Шри-Ланки, включили в свою программу посещение этих танцев. Судя по отзывам, такие выступления проходят в Канди.
Однако Джагат отговорил нас, сказав, что в Канди бывает много народа. А потом сообщил, что нам очень повезло, и группа танцоров из Канди сегодня будет выступать в Сигирии. Ух ты, как здорово, удивились мы, в условленное время сели в машину и поехали в местный культурный центр "Хабарана".
Билеты: 3600 рупий (1200 рублей) с взрослого, 2000 рупий (700 рублей) с ребенка.
Перед каждым танцем выступал ведущий и рассказывал о смысле предстоящего танца. Поскольку он говорил по-английски, а я английский почти не знаю, то я почти ничего из его рассказов не понял.
Все танцы проходили под барабаны. Других инструментов задействовано не было.
У одного барабанщика (на фотографии выше - тот, который справа) на пальцах были то ли деревянные, то ли костяные кольца, и он ими ловко вышибал самую разнообразную дробь.
Танец маски.
Танец павлина. Солист изображал павлина, подражая его движениям, а девушки - судя по всему, толпу его самок.
А под конец и вовсе распушили хвосты. Только почему-то не павлин, а его девчонки.
Танец воинов короля. Исполняется бородатыми моджахедами.
Следующий танец - судя по стилю, этакая ланкийская лезгинка.
Что это за танец - я плохо понял. Судя по всему, девушки изображали процесс посадки, уборки и обработки риса.
В самом конце начались танцы с факелами.
Огнеглотатели.
И под самый занавес - ходьба по углям, для чего зажгли дорожку с углями, предварительно смоченных бензином.
Впечатляет, ничего не скажешь. Хотя технически вроде бы понятно, как это делается. С двух сторон от горящей дорожки - две мокрые тряпки, чтобы охладить и намочить ноги до вступления на дорожку и после выхода с нее. Нижняя часть одежды, наверное, тоже смочена водой. И идут они довольно быстро.
А после концерта всем желающим предлагалось сфотографироваться с группой танцоров.
Концерт длился 1 час. Ну, здорово, ничего не скажешь.
Часть 2. Пиннавела, Дамбула |
Оглавление |
Часть 4. Сигирия, Деревенский тур, Храм зуба Будды |