Цена: 1500 рублей взрослый, 750 детский. Канатная дорога оплачивается отдельно: дорога в одну сторону стоит 400 рублей для взрослых, 250 для детей 6-12 лет. Морская прогулка: 600 рублей
Длительность: 9.30 – 19.45
Транспортное средство: микроавтобус
Разве можно было побывать впервые в Крыму и не подняться на его самую знаменитую гору? Конечно, нет. Экскурсией на Ай-Петри и подъемом на канатной дороге мы заинтересовались сразу после того, как Крым был выбран в качестве объекта отдыха. Тем более что канатная дорога находилась не очень далеко от Ласпи.
В 9.30 мы и еще двое туристов из "Бухты мечты" сели в микроавтобус, который поднял нас в гору до трассы. Здесь нам предстояло пересесть в другой автобус, который шел из Севастополя. Автобус прибыл минут через 15, и все мы покатили в поселок Мисхор, откуда начинается подъем на канатной дороге.
В автобусе присутствовали 2 экскурсовода. Выяснилось, что экскурсионное бюро объединило 2 группы. Одна ехала на Ай-Петри, вторая смотреть дворцы Крыма.
По пути проезжали "тоннель желаний" под горой Дракон. Якобы, если загадать желание и 33 раза хлопнуть в ладоши, пока проезжаешь тоннель, оно сбудется. Тоннель не очень длинный, поэтому хлопать нужно быстро. Или, как добавил водитель, "найти убедительные аргументы, чтобы я ехал медленнее".
Название Ай-Петри имеет греческое происхождение и переводится как "Святой Петр". Высота горы невелика – всего 1234 метра. Отличительной особенностью горы являются ее зубцы – скалы на вершине высотой до 80 метров.
Вершина горы представляет собой древний риф, состоящий из окаменевших кораллов. 200 миллионов лет назад здесь было море. Позже землетрясение подняло морское дно, и образовалось плоское плато – Ай-Петринская яйла (ударение на "а").
Канатная дорога состоит из 3 станций. Первая находится в поселке Мисхор на высоте 86 метров над уровнем моря. Вторая – где-то посередине. Третья – на горе Ай-Петри на высоте 1150 метров над уровнем моря. Общая длина трассы 3 километра. Между второй и третьей станциями расстояние 1600 метров и нет ни одной опоры – это второе место в Европе по длине безопорной канатной дороги. Весь путь занимает 15 минут. В кабинке могут поместиться до 40 человек (когда мы были, сажали по 30-35). Угол подъема 46 градусов. Канатная дорога работает только в тихую погоду, когда у вершины горы нет ветров.
Изначально канатная дорога строилась для военных. На вершине стоит воинская часть, и канатная дорога здорово ускоряла подъем людей и грузов по сравнению с доставкой по автодороге.
Дорога в одну сторону стоит 400 рублей для взрослых, 250 для детей 6-12 лет. Если вы планируете спускаться тем же путем, а не по автодороге – умножайте на 2.
На вершине горы прохладно, перепад температур с подножием составляет 10 градусов. Рекомендуется захватить теплые вещи.
Ехали мы минут 30-40 и доехали до Мисхора. Экскурсовод заранее в автобусе собрала деньги с желающих ехать на канатной дороге. По прибытии мы встали в очередь из экскурсионных групп. Параллельно стояла длиннющая очередь из тех, кто посещает канатную дорогу самостоятельно. Знакомые, которые однажды стояли в эту очередь, говорили, что ждать пришлось 2 часа.
Каждому экскурсионному бюро выделено здесь свое время. Мы приехали гораздо раньше. По словам экскурсовода, бывают случаи, когда какие-то группы не приезжают вовремя, и тогда следующие проходят раньше своего времени. Нам, похоже, не повезло, и мы ждали своего времени. Ждали минут 40, пропуская вперед другие группы. Вообще-то, это несколько раздражало. Если бы нам сразу озвучили время захода, можно было бы походить по окрестностям, посмотреть местный базарчик, а так – стоишь и ждешь, то ли пустят раньше, то ли нет.
Через громкоговоритель регулярно объявляли о необходимости соблюдения социальной дистанции. Мне было смешно. Человек 200 стояло в общей очереди и, наверное, столько же в групповой очереди. Представьте себе, где окажется конец очереди, если все встанут друг от друга на расстоянии 1,5 метра. Тем более что в кабинке соблюдать дистанцию физически невозможно.
Посетителей пускают с интервалом в 7 минут. Пускают по порядку: сперва из очереди экскурсионных групп, потом из общей очереди и т.д. При входе каждого обязывают надеть намордник (тем, у кого нет, выдают одноразовые), брызгают на руки дезинфицирующим средством, пропускают через металлоискатель и досматривают сумки (куда уж без этого). После этого сформированная группа из 30-35 человек пропускается на посадочную площадку.
Все-таки 35 человек в кабинке – это много. Кабинка забивается под завязку. Если хочешь занять место около окна – нужно оказаться в числе первых на посадке. Нижняя часть кабинки не прозрачная, окна расположены в верхней половине. В результате детям ничего не видно. Кому повезет – встают на скамеечки в углах кабинки. Нам повезло.
На второй станции все выходят и пересаживаются в другую кабинку. Нам снова повезло занять место у окна со скамеечкой. На подъезде к вершине открывается вид на зубцы Ай-Петри. А внизу – вид на Алупку.
Поднялись наверх. Наверху было заметно прохладнее, чем в Мисхоре. По ощущениям градусов 17. На дочку надели ветровку, сами обошлись без курток. На осмотр окрестностей нам был дан 1 час.
Канатная дорога поднимает на высоту 1150 метров. Высота горы Ай-Петри – 1234 метра. На вершину ведет дорога. Первая мысль – надо подняться. Дорога до начала тропы шла через местный базар. Тут продавали всякие меховые изделия и предлагали прогулки на лошадях, верблюдах, ослах (1000 рублей за 30 минут, довольно дорого) и квадроциклах. Неподалеку расположена автомобильная стоянка.
И вот оно – начало дороги. Предстояло пройти 700 метров и подняться почти на 100 метров вверх. Для нас после абхазских походов это не расстояние. Для дочки – первое восхождение.
Первая часть дороги идет по лесу. Под ногами – каменистая земля и большие отполированные камни, иногда скользкие. Последний небольшой отрезок пути – по открытой местности. Минут 15 – и вы на вершине.
С вершины открываются замечательные виды на горы и Ай-Петринскую яйлу.
Внизу – Ялта и Алупка.
А это что? Детям рассказывают, что это яйца динозавров. На самом деле это та самая воинская часть, ради которой строилась канатная дорога.
Для любителей адреналина здесь предлагается прокатиться на тарзанке (стоит 1000 рублей, что-то довольно дорого) и пройтись пешком над пропастью по двум подвесным мостам между зубцами Ай-Петри (за 500 рублей, тоже дороговато). Пройтись хотелось, здесь я бы не дал "жабе" задушить себя, но на вход стояла длинная очередь, поэтому пришлось отказаться от данной затеи.
Из минусов: ограждения, можно сказать, никакие. Ребенок свободно проходил под ними.
Погуляв по вершине минут 15, мы двинулись назад и вскоре были внизу.
Спуск вниз предполагался не по канатной дороге, а на машине. Жаль.
Перед спуском мы заехали на обед в одно из местных кафе. Как обычно, сперва была дегустация вина. Вино показалось неплохим, но брать не стали. Просили 600 рублей за литр вина и 1000 за литр чачи. Дегустацию, как везде, портит спешка. Не успеешь распробовать одно вино, как уже наливают следующее.
По пути в кафе проезжали мимо одного непонятного сооружения. Экскурсовод рассказала, что это неработающая ветряная электростанция, которую в народе называют "деньги на ветер". Дело в том, что в ее постройку было вложено немало средств, но на вершине горы дуют такие сильные ветра, что лопасти не выдерживали нагрузки и срывались.
После обеда нам предстоял спуск вниз по очень крутой дороге. 268 поворотов на 22 километра. По пути предстояло сделать 2 остановки.
Первую остановку сделали на смотровой площадке "Серебряная беседка", с которой открывается вид на горы и на Ялту. Я не люблю такие места. Стоит очередь, все забегают на минутку сделать несколько снимков. Нет возможности постоять и полюбоваться видами.
Здесь же снимали сцены с Альпами в фильме "17 мгновений весны". Так что тамошние Альпы – это склоны Ай-Петри.
Вторая остановка была около озера, в котором должны были быть черепашки. Черепашек мы не увидели, а экскурсовод подгоняла всех поскорее отправиться в путь, потому что мы опаздывали на морскую прогулку.
Чуть ниже озера расположен водопад Учан-Су, но в августе он полностью пересыхает. Останавливаться не стали.
Дальнейший путь представлял собой гонку по серпантину под гору. Под конец от бесконечных поворотов стало укачивать.
Наконец спустились к набережной Ялты и побежали на корабль.
На морскую прогулку записалась половина группы. Вторая половина собиралась провести время на набережной Ялты. Деньги за прогулку (600 рублей с человека, за дочку ничего не взяли) экскурсовод собрала заранее в машине.
Когда мы вышли из автобуса, до отправления корабля оставалось минут 5. Следующий рейс был через час. Экскурсовод кому-то звонила, говорила, что мы уже на подходе и просила нас подождать. А мы неслись по набережной на пристань и стали последними поднявшимися на борт. За нами убрали трап, и корабль отплыл от пристани. Предполагалась 1,5-часовая прогулка вдоль побережья от Ялты до Алупки и обратно.
Корабль был 2-палубный. Хотели подняться наверх, но наверху все было занято. Пришлось сесть на нижней палубе. Повезло – нашли место около окна.
Очень приятным бонусом оказалось то, что прогулка сопровождалась рассказом экскурсовода о тех местах, которые мы проплывали. Видели многочисленные санатории. Оказалось, что вдоль побережья множество дворцов. Проплыли Ливадийский дворец (виден на горе на следующей фотографии), Воронцовский дворец и, конечно же, замок "Ласточкино гнездо".
Посмотрели с моря на гору Ай-Петри во всей ее красе. Вон там наверху мы сегодня были.
А вот здесь видна канатная дорога.
Прогулка очень понравилась.
Вернувшись с прогулки и высадившись с корабля, мы воссоединились с теми, кто оставался на берегу, и направились к месту, где нас должен был забрать автобус. Попутно прошли, теперь уже не спеша, по ялтинской набережной.
Около причала расположена небольшая церковь.
А это ялтинский маяк.
Ялту очень любили российские императоры. Вот здесь можно нарядиться в царский костюм или платье и сфотографироваться в карете.
Ресторан в виде галеры.
Памятник Николаю Петровичу Краснову, главному архитектору Ялты и автору проекта Ливадийского дворца.
А это еще один ресторан, в виде средневекового корабля в натуральную величину.
Памятник Юлиану Семенову, автору книг про Штирлица.
Около этого памятника мы и ждали наш автобус. Автобус сильно задерживался. Экскурсовод несколько раз звонила водителю, но он стоял где-то в пробке. По ее словам, вызвать его заранее было нельзя – дорога узкая, и стоянка машин здесь запрещена. Правда, с одной стороны дорога была заставлена машинами.
Мы, взрослые, сидели и скучали, а детишки не теряли времени. Толпой из 3 человек они лазали по памятнику, стараясь отобрать у писателя стул и книгу.
Автобус мы ждали минут 20, если не больше. Наконец он приехал, и мы поехали в Ливадийский дворец на встречу со второй половиной группы, которая, по словам экскурсовода, нас там заждалась. Что, впрочем, неудивительно.
Наша экскурсовод всю дорогу удивлялась, зачем включили Ливадийский дворец в программу экскурсии на Ай-Петри. Но делать нечего – раз включили, значит, нужно показать.
Ливадийский дворец мы осмотрели в режиме "бегом", не заходя внутрь. Встретились со второй группой, все вместе загрузились в автобус и помчались назад.
На трассе в сторону Алушты стояла длиннющая пробка. Я радовался, что нам нужно ехать в другую сторону. Но потом счастье кончилось, и начались грузовики, неспешно едущие в сторону Севастополя. На подъезде к "тоннелю желаний" водитель заметил, что при текущей скорости движений как раз можно успеть хлопнуть заветные 33 раза, чтобы желание исполнилось.
Наконец доехали до поворота на Ласпи, вышли из автобуса и пешком пошли вниз под гору. По пути зашли в магазин – все равно идем мимо.
В 19.45 были дома, уходившиеся, но в целом довольные.
Подняться на гору было интересно. Канатная дорога в Роза-хуторе мне понравилась больше – меньше народа в кабинке и лучший обзор. Подпортили впечатление ожидание в очереди на канатную дорогу, спуск "бегом-бегом" вниз с горы и долгое ожидание автобуса в Ялте.
Дворцы Крыма (включает Воронцовский, Ливадийский, Массандровский дворцы) |
Оглавление |
Храм Солнца |