svd Пришел, увидел, оценил

Абхазия - 2019
Ткуарчал, радоновый источник, водопады

На эту экскурсию изначально планировалось ехать с хозяином гостевого дома "Надежда", у которого мы увидели объявление. Нас записали, пообещав сообщить, когда наберется группа, чтобы занять всю машину. Нужно было еще 3 человека.

Через 4 дня группа так и не набралась. Я на всякий случай поспрашивал наших соседей, не хотят ли они съездить, но никто не согласился.

В итоге нам надоело ждать, мы отказались и поехали с соседом Гурама. Он взял с нас 2500 рублей, еще 2000 пришлось заплатить за УАЗ, на котором мы ездили по горам.

У соседа машина не новая, но в хорошем техническом состоянии. С коробкой-автоматом и работающим кондиционером. И выхлопом в дороге не пахнет.

Дорога шла в сторону грузинской границы. По пути встретили множество небольших могил и памятников погибшим в войне с Грузией. Водитель, тоже участник войны, рассказывал, как они "гоняли грузин" в войну и 10 лет назад (видимо, имелась в виду заварушка 2008 года), как останавливали грузинские танки. На вопрос "не сунутся ли грузины сейчас" ответил, что вряд ли, потому что везде стоят российские военные патрули, а против России Грузия не пойдет. В общем, было понятно, что Абхазия в случае чего очень рассчитывает на помощь России. Вопрос в том, нужно ли это будет России? Впрочем, в Гудауте находится российская военная база (это, если что, не военная тайна, а вполне официальная информация из открытых источников в интернете).

Свернули с трассы в горы. Дорога шла на удивление хорошая. Ям в асфальте не было. Скорее всего, ее построили не так давно.

По дороге

А вокруг были виды на горы.

По дороге

По дороге

Кое-где на склонах лежали груды камней, напоминая, что здесь бывают обвалы. А над вершинами гор хмуро ходили тучи. Мелькнула мысль "не попасть бы под дождь".

По дороге

Машин с российскими номерами не попадалось совсем. Зато было много машин вообще без номеров. Проехали село Гуп, где видели много кукурузных полей. И прибыли в город Ткуарчал.

 

Ткуарчал - город-герой и город-призрак

Ткуарчал до войны

Ткуарчал (можно встретить название Ткварчал или прежний грузинский вариант - Ткварчели) был основан в 1942 году. На территорию Абхазии были перевезены тысячи пленных немецких солдат и офицеров, которые были направлены на строительство промышленного города СССР.

Расцвет города пришелся на 1950-70-е годы. Основной упор был сделан на добычу и переработку угля. Здесь были построены обогатительные фабрики, ГРЭС и ряд предприятий строительной, транспортно-механической и пищевой промышленности. Город был абсолютно независимым в плане поставок необходимых для жизни товаров. Ткуарчал был вторым после Сухума по численности населения, в городе проживало 40000 человек. Но к 1990-м годам за счет истощения угольных залежей население уменьшилось до 25000.

Ткуарчал

Благодаря местному рельефу, город разделен на верхнюю и нижнюю площадки, которые были связаны между собой автодорогой, канатной дорогой и длинной лестницей. Город полностью окружен горами. В город ведет одна автомобильная дорога и одна полоса железнодорожного полотна, которая сейчас не используется.

Во время войны Ткуарчал был одним из центров сопротивления. Имеющий замкнутое расположение, город оказался в блокаде. Осада длилась 11 месяцев, но город так и не был взят грузинскими войсками.

За время блокады практически вся промышленная инфраструктура была уничтожена, дороги повреждены бомбами, многие здания разрушились от обстрелов. Население Ткуарчала сократилось почти вдвое. Многие были эвакуированы российской военной авиацией. Именно здесь в декабре 1992 года грузинами был сбит вертолет Ми-8 ВВС России, на борту которого находились 82 беженца, в том числе 35 детей.

К началу 2000-х здесь осталось всего 5 тысяч человек. Промышленное производство упало более чем на 90%. Город практически перестал существовать.

С 2002 года добычей угля и экспортом его в Турцию занималась абхазско-турецкая компания "Тамсаш". В 2009 году предприятие было преобразовано в абхазское ООО "Ткуарчалуголь". Бюджет Ткуарчальского района на 90% зависит от этой фирмы. В городе также есть фабрика по производству перчаток, ламп, кровельного материала, фабрика по производству гвоздей и хлебозавод.

Указом Президента Абхазии в 2008 году Ткуарчалу присвоено звание Города-героя Республики.

Такова вкратце история города.

Итак, мы оказались на нижней площадке. Город производит удручающее впечатление. Заброшенные здания без окон. Заросшие руины. Неработающие предприятия. Разрушенный вокзал.

Ткуарчал

Ткуарчал

Ткуарчал

Тем не менее, в городе живут люди. В некоторых окнах вставлены стекла. На балконах висит белье. Стоят машины. Кое-где бегают дети. Проложена хорошая асфальтовая дорога. Видели автобусы в Сухум и Очамчиру. В общем, кое-какая жизнь в городе есть.

Ткуарчал

 

Радоновый источник

С нижней площадки города мы свернули к радоновым источникам.

Ехать пришлось по грунтовой дороге, с одной стороны которой возвышались скалы из темно-красного камня. Они мне напомнили Красные камни в Кисловодске.

По дороге

Ехали минут 10 и приехали к гостинице, где останавливаются желающие пройти курс лечения радоном.

Радоновые ванны - метод лечения, основанный на использовании радиоактивных вод, обогащённых радоном-222.

Гостиница

У входа в гостиницу вас встречает вот такая симпатичная девушка.

Скульптура у гостиницы

Места, надо заметить, дикие. Поэтому отдыхать здесь будет скучновато. Вечером ходить совсем негде, разве что около самой гостиницы. Магазинов поблизости также нет. Надо думать, есть какие-нибудь в Ткуарчале, но до него пешком не дойдешь - далеко.

Сами радоновые ванны располагаются под горой. От гостиницы вниз ведет лестница.

Радоновый источник

Я думал, что это будут такие же озерца, как на термальном источнике в Кындыге. Оказалось, нет. В ущелье на скале, прямо над обрывом, по дну которого несется бушующий поток воды, построена большая беседка. Место очень красивое.

Радоновый источник

Беседка разделена на комнаты. В комнатах стоят обычные ванны, куда наливается теплая радоновая вода. Есть комнаты на 2 ванны, есть на 3.

Радоновый источник

Радоновый источник

Нам дали комнату с 3 ваннами. Старшая дочка не полезла, а мы все нырнули и просидели там положенные 15 минут. Больше нельзя. Стоит одна такая процедура 200 рублей с человека.

После источников вернулись в Ткуарчал, поднялись на верхнюю площадку и поехали на водопады.

 

Ткуарчал, верхняя площадка

На верхней площадке, казалось, жизни совсем нет. Проехали мимо разбитых жилых зданий. Мимо бывших цехов по обработке добытого угля.

Ткуарчал

Ткуарчал

Ткуарчал

Ткуарчал

Правда, кое-где попадались машины, но непонятно было, кому они принадлежат: местным жителям или таким же приехавшим на экскурсию, как мы.

Ткуарчал

Дочка сказала, что Ткуарчал идеально подходит для проведения всяких квестов в стиле постапокалипсиса. Что ж, сложно с этим не согласиться. Будет полнейший эффект присутствия, особенно вечером. Вот только насколько безопасно ходить по развалинам? Не осталось ли там неразорвавшихся боеприпасов? Да и время не лучшим образом сказывается на прочности конструкций.

[Примечание 2021 года] На самом деле это оказалась не верхняя площадка Ткуарчала, а поселок Акармара, бывший шахтерский городок.

 

Водопад Золотоносец

Дальнейшее путешествие предполагало поездку на УАЗе, потому что дорога к водопадам была далеко не ровная и совершенно не асфальтовая. Около одного заброшенного здания наш водитель совершенно спокойно оставил машину, и мы все, включая его, пересели в УАЗ его знакомого, которому он позвонил по пути (почему-то с моего телефона). "УАЗинг" обошелся в 2000 рублей.

Поездка предполагала посещение 3 водопадов. На дороге стоял указатель. Направо пойдешь - на один водопад попадешь, налево пойдешь - на два других попадешь. Мы свернули направо.

В УАЗе ехать стало гораздо интереснее, хоть и было немного прохладно. Мы со старшей дочкой погрузились назад и с разрешения водителя ехали стоя, обозревая покинутый город.

Дорога шла в гору. Кое-где попадались довольно крутые подъемы и спуски, но УАЗ их легко преодолевал. Как говорил водитель, машина хорошая, но часто ломается.

По дороге

Где-то на выезде из города мы остановились перед "кассой", которая представляла собой новый деревянный сарайчик на обочине дороги рядом с руинами какого-то здания. В сарайчике сидели дед с внуком. За въезд взяли по 100 рублей. Опять вспомнился "ремонт провала".

Здесь же находится подвесной мост через ущелье, но мы решили посмотреть его на обратном пути.

Ехали мы минут 20. Наконец поднялись на последний подъем и остановились у небольшого кафе. До водопада оставалось 700 метров, которые предстояло пройти пешком.

Но перво-наперво нам рекомендовали заказать в кафе обед, чтобы его успели приготовить к нашему возвращению. Что мы и сделали.

Водопад находится в живописном каньоне. К водопаду ведет узкая тропинка по края обрыва, огороженная поручнями.

Водопад Золотоносец

Водопад Золотоносец

На полпути встречается еще один небольшой водопад. От кафе он почти не виден.

Водопад Золотоносец

И вот, наконец, забираешься на гору и подходишь к главному водопаду.

Водопад Золотоносец

Конечно же, все мы по очереди полезли по камням к самому водопаду. Выбрались оттуда изрядно вымокшие. Особенно старшая дочь, которая прыгала по камням и фотографировалась там дольше всех. Младшая тоже хотела, но мы ее не пустили - камни скользкие. Пофотографировали на сухих камнях, заросших мхом.

Вид на каньон со стороны водопада:

Водопад Золотоносец

Очень красивое и живописное место. Скалы, поросшие деревьями. Камни, обросшие мхами. Ручейки воды, стекающие по скалам.

Водопад Золотоносец

Водопад Золотоносец

Вдоволь нагулявшись и промокнув у водопада, облазив все доступные камни (в этом мероприятии принимала участие и младшая дочка), мы вернулись в кафе. К нашему приходу все было готово, и обед нам подали сразу же. В качестве "подарка от заведения" даже налили вина. По словам принесшего вино, кафе открылось только неделю назад. Выпили за их процветание в будущем. Вино оказалось не таким уж плохим, взяли 2 бутылки домой.

 

У безымянного поселка, на безымянной высоте

Двинулись в обратный путь по горной дороге. Где-то на полпути остановились на живописной поляне у речки с озером и небольшими водопадами.

Около Ткуарчала

Около Ткуарчала

Около Ткуарчала

Жена со старшей дочкой полезли купаться, переодевшись где-то в кустах. Мы с младшей построили домик из камней на берегу озера.

На поляне и около озера цветут цветы. Жена присмотрелась к ним и охнула: надо же, у нас за них цветоводы большие деньги платят, а тут они просто так растут...

Тронулись в обратный путь. Дорога шла по разрушенному поселку. Тем не менее, здесь тоже живут люди. Пасутся коровы, в траве копаются свиньи. Растет кукуруза.

Около Ткуарчала

Около Ткуарчала

На одном участке паслась коза, и, когда мы проезжали мимо, она подняла голову и посмотрела на нас, будто хотела сказать "понаехали тут".

Около Ткуарчала

Тем временем начал накрапывать дождь. Ехать стоя больше не получалось. Пришлось накинуть тент на верхнюю часть УАЗа.

Вернулись к "кассе" и подвесному мосту. Несмотря на небольшой дождик, сходили, перешли. Мост перекинут через ущелье.

Подвесной мост в Ткуарчале

До дна ущелья - метров 20. Внизу течет ручей.

Подвесной мост в Ткуарчале

А около моста нашлось упоминание о былой некогда здесь жизни. И чьем-то не очень счастливом детстве.

Санки

И тут ливануло как следует...

 

Дорога назад

И вот мы опять вернулись на верхнюю площадку Ткуарчала. Вовсю лил дождь, что, к сожалению, автоматически отменило посещение еще двух водопадов. Машина стояла на том же месте, где мы ее оставили. Простились с водителем УАЗа, быстро пересели в легковушку и поехали обратно.

По словам нашего водителя, такая ситуация для Ткуарчала довольно типична. Дожди идут часто. Город со всех сторон окружен горами, и если сюда залетает туча, то деваться ей уже некуда.

Помчались вниз. По дороге текли ручьи воды. В некоторых местах на дороге лежали камни, смытые с гор. Небольшие, с кулак величиной. Но, как сообщил нам водитель, стекла в машине пробивают запросто. Видимо, были у него такие случаи.

Когда выехали из горного кольца, дождь прекратился. По сухой, хоть и не прямой дороге, поехали со скоростью 90. А когда выехали на трассу, погнали 160. Естественно, без ремней - кто ж в Абхазии когда пристегивался? Ощущения - просто ух. При этом водителя совершенно не волновала разметка на дороге. Что сплошная, что прерывистая - ее как будто не было. Да, местные здесь так ездят. И я их даже не осуждаю. Но если вы приезжаете на своей машине из России, рекомендуется соблюдать ПДД, ибо говорят, что местные ГАИшники запросто остановят и спросят по полной.

Нигде не останавливаясь, долетели до дома. Вполне довольные увиденным, хоть и немного расстроенные, что дождь помешал нам посетить все водопады.

 


Ольгинские водопады, Черниговка, Церковь Георгия Победоносца, Мерхеульский минеральный источник, Дранда

Оглавление

Пещера "Голова Отапа" и первая конная прогулка

На главную
Яндекс.Метрика