svd Пришел, увидел, оценил

Акармарские водопады

Цена: 2000 рублей с человека, ребенок ехал бесплатно без места в машине

Длительность: 10.00 - 20.00 (по факту закончилась для нас в 18.30)

Куплена: турфирма "Маяк-Т"

Транспортное средство: УАЗ

Мысль о двух непосещенных в прошлый раз из-за дождя водопадах преследовала нас все прошедшие 2 года. Настала пора их посетить.

Дорога в Ткуарчал и Акармару проходит восточнее Кындыга. Соответственно, машина, следующая из Сухума, так или иначе, проезжала мимо нас. При созвонах с продавцом экскурсий мы договорились, что утром нас заберут у поворота с трассы на источник, а вечером довезут до гостевого дома. По предварительным данным, экскурсия заканчивалась в 20 часов, в это время было уже темно, и топать по темноте от трассы совсем не хотелось. В качестве гарантии нашей поездки была взята предоплата в размере 600 рублей переводом на карту по номеру телефона. Остаток суммы необходимо было отдать наличными водителю.

Пикник в этой экскурсии не предусмотрен, т.к. в нее входит остановка около ресторана.

Выезд машины из Сухума планировался на 10 утра. Нам нужно было быть на трассе к 10.30. В 10 мне позвонил водитель УАЗа и сообщил, что он находится неподалеку от поворота с трассы. Видимо, из Сухума машина выехала раньше, чем ожидалось. Мы были на подходе к источнику. В итоге он забрал нас у источника. Что ж, большое спасибо, топать на 800 метров меньше.

Примерно в 10.15 мы погрузились в машину. Поскольку мы садились последними, выбирать места не приходилось. Стоячие места в задней части были все заняты. Я сел рядом с водителем (обзор хуже, чем стоя, но в целом неплохой), жена с дочкой - за мной во втором ряду, и мы помчались навстречу приключениям.

Родник и мост

Первая остановка у нас была на въезде в город-герой Ткуарчал.

Мы остановились у подвесного автомобильно-пешеходного моста через реку. Это не тот мост, по которому мы ходили в прошлый раз.

Пофотографировались на мосту. Сходили на реку.



Желающие набрали воды из родника. И поехали дальше.

Смотровая

Вторая остановка была на смотровой площадке, с которой открывается вид на Ткуарчал.

Посмотрели сверху на руины города. На мост через ущелье, по которому проходила железнодорожная ветка, ведущая в Акармару. Это был единственный в СССР железнодорожный мост с изгибом. Раньше по нему ходили поезда с углем, а теперь ходят коровы.



Здесь же над пропастью строится смотровая площадка в виде открытой руки. Несмотря на то, что строительство еще не закончено, на нее можно было подняться (ничего опасного не было), что и делали все многочисленные желающие, пока строители отдыхали. Мы не стали исключением.

Вид с нее открывается точно такой же, как снизу, потому что расположена она над обрывом, с края которого можно было так же хорошо обозреть окрестности.

Акармара

Далее мы покинули Ткуарчал и двинулись в сторону Акармары. Здесь желающие могли ехать стоя, несмотря на то, что дорога была убитая, и машину трясло на каждой яме. Но, как говорится, русских дорогами не испугаешь.

По пути проехали поворот на радоновый источник, где мы были в прошлый раз.

В прошлом отзыве я сделал ошибку, перепутав Акармару с верхней площадкой Ткуарчала. Исправляю её.

Акармара - бывший шахтерский поселок городского типа в 7 километрах от Ткуарчала, построенный в 1938 году. К 1990 году в поселке проживало 5000 человек. Кроме добычи угля, здесь располагался санаторий, специализировавшийся на лечении радоновой водой. В те времена поселок считался, как сейчас говорят, элитным.

Благополучие поселка нарушила грузино-абхазская война, приведшая к его фактическому исчезновению. Осада Акармары продолжалась 413 дней. Поселок подвергался частым артиллерийским обстрелам, в результате которых была уничтожена вся промышленная инфраструктура и многие жилые здания.

Сегодня это мертвый поселок, однако, и здесь кто-то живет. На некоторых балконах сохнет белье. Видели группу людей около легковушки, с которой что-то продавали.

На двери одного подъезда встретилась надпись, повествующая о том, что здесь живут люди, которые просят туристов им не мешать и не заходить в этот подъезд. В полуразрушенном гараже стоял довольно новый ПАЗ. А вот здесь (следующая фотография) на одном из окон видны занавески.

По некоторым данным, сегодня в Акармаре проживает 36 человек. Практически все пенсионеры. Хотя можно ли назвать жизнью такое существование. Скорее выживанием. Потому что работы в поселке нет совсем. Нет также ни водопровода, ни магазинов. Есть только электричество, получаемое из Ткуарчала.

Мы остановились на одном из перекрестков. Перво-наперво посетили ларек, где местная бабушка продавала вино, соки и пирожки, которые пекла здесь же. Вино оказалось неплохим. Взяли полторушку за 250 рублей и 4 пирожка с картошкой на 100 рублей, которыми тут же закусили.

Нам было дано 40 минут на прогулку по поселку. Прошлись по главной улице среди полуразрушенных домов.









Вспомнились слова старшей дочери о том, что здесь отличное место для проведения квестов в стиле постапокалипсиса.

Город постепенно зарастает. Когда-то человек отобрал у природы место для себя. Теперь природа возвращает свое.



Акармарские водопады

Однако главной целью экскурсии был не город-призрак, а водопады.

Дальше мы все время ходили "налево".

После указателя "Акармарские водопады - водопад Золотоносец" свернули налево к 3 акармарским водопадам.

Проехали небольшой тоннель. Перед тоннелем сидели двое мужиков и собирали деньги за въезд - 200 рублей с человека. У нас этот сбор входил в стоимость экскурсии, за нас рассчитывался водитель.

По пути видели небольшой водопад, около которого сделали остановку. Вылезли, пофотографировали, залезли, погнали дальше. На все ушло минуты 3.

Затем на развилке опять свернули налево к водопадам Ирина и Великан и стали подниматься в гору.

Фотографии не в состоянии передать, по какой дороге мы туда лезли. Это была узкая дорога с множеством поворотов, вся в ямах, камнях и промоинах, местами круто уходящая вверх. Дорога на Гегский водопад, как говорится, отдыхает. Кстати, этот путь быть проложен не так давно - всего лишь в 2017 году. До этого приходилось подниматься пешком.

Ехали медленно и на полном приводе. Не всякий внедорожник сможет туда подняться, а про обычные машины и говорить нечего. Но наш УАЗ на внедорожной резине все преодолел, оправдав свою рекламу "глаза боятся - УАЗ прёт". Хорошо, что было сухо как сверху (не было дождя), так и снизу (дорога высохла после шедших недавно ливней). Перед каждым поворотом и подъемом водитель сигналил и слушал, не будет ли ответного сигнала. Если был ответный - ждал, пока проедет встречная машина.

Но всякий путь имеет конец. После многочисленных поворотов, подъемов и хорошей тряски мы очутились на ровной площадке среди других УАЗов. Похоже, не все машины выдерживают такое издевательство. Под одной машиной лежал водитель и что-то там ремонтировал.

Здесь начинался пеший маршрут к водопадам. И здесь мы снова пошли налево. "По бабам". К Ирине. Так водопад называется.

Шли недолго, минут 5 по дорожке вдоль скалы. Дорожка легкая, но местами скользкая. Оборудована поручнями из бамбука.

На подходе слышен шум воды, но самого водопада не видно. И, наконец, выходишь к водопаду.

Что сказать. До сих пор я восхищался Гегским водопадом, но этот превзошел все ожидания, хотя ниже Гегского (высота Ирины 40 метров против 56 у Гегского). Широкий и мощный поток воды, спускающийся вниз по нескольким уступам горы. Река Худзга, образующая водопад, берет начало в ледниках, которые полностью не тают даже летом. Надо учесть, что сейчас сезон низкой воды. Каков же водопад в мае-июне, когда идёт таяние снега в горах?

Полюбовавшись Ириной, поднялись обратно и пошли... опять налево к водопаду Великан. Еще 5 минут пути по такой же дорожке вдоль скалы.

Водопад Великан (он же Гигант) является самым большим водопадом Абхазии. Его высота 100 метров. Он образован той же рекой, что и Ирина и находится ниже по течению. Поток воды срывается со скалы и устремляется вглубь ущелья, дно которого трудно разглядеть.



Его особенностью является то, что дорога проходит по выступу скалы прямо под водопадом. Остаться сухим можно, но если захотите фотографироваться на фоне падающей воды - будьте готовы промокнуть.

Вид сквозь поток.

Самый потрясающий водопад Абхазии.

Налюбовавшись на водопады, вернулись на исходную площадку, сели в машину и начали спуск по той же самой дороге, по которой поднимались. Спуск УАЗ преодолел не менее успешно, чем подъем. Машина - зверь.

На развилке традиционно повернули налево и отправились на последний из акармарских водопадов - водопад Святой, он же, собственно, Акармарский. Святым он стал после того, как его освятила группа священников. Смешно: поливали одну воду другой водой. Из всех акармарских водопадов он самый маленький, его высота 38 метров.

Раньше водопад был виден с дороги. Теперь его не видно. На подступах построен ресторан, где предполагалось обедать. Однако, ввиду отсутствия свободных мест, сперва был осмотр водопада, который находится прямо за рестораном.

В отличие от предыдущих двух водопадов, Святой смотрелся довольно скромно.

Вернувшись, нашли место. Пообедали быстро. Девушки-официантки носились по ресторану чуть ли не бегом. Вышло на 1300 рублей. В счет в наглую включили 10 процентов "за обслуживание". Грабёж, впрочем, нередко встречающийся в заведениях общепита в Абхазии.

Около ресторана нашелся туалет. Пока ждали остальных, еще раз сходили на водопад. Перед рестораном стояли скульптуры животных. Ну разве мог ребенок пройти мимо и не посидеть на всех, на кого смог залезть?





Последних едоков ждали очень долго. Похоже, они решили перепробовать все. Возникла даже мысль, не оставить ли их здесь (я напомнил шуточное правило, по которому опоздание на 5 минут карается песней на абхазском языке, на 10 минут - танцем, а на 15 - песней и танцем вслед уезжающей машине). Нельзя же так задерживать группу.

Наконец дождались и тронулись в обратный путь. Попутно водитель сказал нам, что посещение водопада Золотоносец отменяется, потому что за въезд туда надо заплатить 500 рублей. То ли правда так подорожал (2 года назад было 100), то ли ему просто не хотелось туда ехать. Ну да ладно, мы там уже были.

Вечерний Ткуарчал

Простившись с водопадами и Акармарой, мы вернулись в Ткуарчал. По пути проехали здание ООО "Ткуарчалуголь", которое сейчас ведет добычу угля в Ткуарчальском районе. Работает 1 шахта из бывших 5. Остальные заполнены газом и затоплены. Когда-то шахт было 8, но 3 истощились еще до грузино-абхазской войны.

Город Ткуарчал сочетает в себе разруху давней войны и восстановленную современность. Через город проложены новые дороги. То ли построены, то ли восстановлены некоторые здания. Действует новая больница. По городу гуляют дети. Ездят автобусы в Сухум и Очамчиру. В общем, город выглядит немного живым, хотя ясно, что до былой довоенной жизни ему еще очень далеко.







Вот это (на следующей фотографии) - здание электростанции, работавшей на местном угле. Сейчас она не работает.

Сегодня в Ткуарчале проживают 5100 человек. Основными предприятиями являются Ткуарчалуголь и завод, производящий комплектующие для сельскохозяйственной техники. Есть мелкие фабрики.

А мы остановились около полуразрушенного вокзала, на котором уже давным-давно не останавливаются поезда.



На платформе.

Здесь когда-то можно было перекусить перед дальней дорогой.

Одно слово: жалко.

Больше остановок у нас не было. Спустившись с гор, попали на шоссе и помчались обратно в сторону Сухума. По пути проехали очередной небольшой мемориал героям Абхазии, погибшим в войне с Грузией.

Было еще светло, но водитель довез нас прямо до гостевого дома, за что ему большое спасибо. В 18.30 вернулись домой.

Итог

Самая лучшая и интересная поездка в этом году. Такие водопады стоит увидеть собственными глазами. Но ехать на эту экскурсию можно только в сухую погоду и обязательно в походной обуви (не в пляжных шлепанцах).

 


Вторая поездка в Сухум (Конная прогулка, Ботанический сад)

Оглавление

Кодорское ущелье, Шакуранский водопад

На главную
Яндекс.Метрика