svd Пришел, увидел, оценил

Крым – наш
Балаклава (включает прогулку на катере, военно-исторический музей фортификационных сооружений для подводных лодок, генуэзскую крепость)

Вторую поездку мы совершили в город Балаклава. Главной целью был военно-исторический музей фортификационных сооружений.

Город стоит на берегу Балаклавской бухты, одной из самых удобных бухт на Черном море для швартовки кораблей. Бухта узкая (200-400 метров в ширину) и глубокая (до 17 метров). При входе в бухту скалистый берег делает несколько поворотов, поэтому со стороны открытого моря гавань вообще не видна, а в самой бухте не бывает штормов.

Балаклавская бухта была известна мореплавателям с древних времен. Она упоминается в "Одиссее" Гомера (8 век до н.э.). В те времена здесь часто прятались пираты и нападали на проплывающие мимо корабли.

С 1 по 3 века н.э. этими местами владели римляне, затем земли перешли к гуннам. В 14 веке город захватили генуэзцы и построили здесь крепость "Чембало", руины которой сохранились до сегодняшнего дня. После этого кто только не владел этими землями. Наконец настало время Российской империи, а после – Советского Союза.

Кстати, название шапки-балаклавы происходит именно отсюда. Ее придумали английские солдаты во время Крымской войны 1854-55 годов, когда мерзли зимой под Балаклавой, не получив зимнего обмундирования.

Ехали на такси опять с тем же Михаилом. За доставку в Балаклаву он взял 1000 рублей.

Мы приехали к 9 утра и были сильно удивлены. К кассе в музей стояла длиннющая очередь. Встали в нее и мы. Простоять пришлось 40 минут. В музей идут только группами с экскурсоводом, поэтому билеты продаются на определенное время с интервалом в 20 минут. Когда, наконец, подошла наша очередь, билеты продавались на 12.20.

Предлагались 2 вида экскурсии: пешая длительностью 1,5 часа, где показывается вся экспозиция музея (стоимость 300 рублей для взрослого, 100 рублей для школьников и студентов, дети 5-7 лет идут бесплатно, до 5 лет не пускают) и обзорная на катере по каналу длиной 600 метров и длительностью 30 минут (к приведенной выше стоимости добавляется 200 рублей для взрослых и 100 для детей). Оплата только наличными, про карты можете забыть.

Мы взяли пешую экскурсию как более интересную и познавательную. При этом мне пришлось минут 5 ругаться с кассиршей и администратором по поводу того, что с собой не было ни паспорта, ни свидетельства о рождении. Ни в одном музее до этого ни для старшей, ни для младшей у меня документов не требовали. Конечно, 100 рублей сумма небольшая, но, в конце концов, я все-таки добился своего, и на дочку выдали детский бесплатный билет.

Морская прогулка на катере

Итак, после покупки билетов у нас было целых 2 часа свободного времени до посещения музея. Около пристани стояло множество катеров, и всех желающих приглашали на морскую прогулку. За полчаса просили 1500 рублей, за час 3000, за 2 часа – не помню.

Поразмыслив, мы согласились на часовую прогулку. Оказалось, что прогулка индивидуальная – кроме молодого капитана и нас троих в катере больше никого не было. На дочку капитан надел спасательный жилет – без него нельзя.

Мы проплыли по Балаклавской бухте. Капитан рассказывал и показывал примечательные объекты на берегу. Проплыли мимо памятника подводникам, погибшим во время Великой Отечественной войны.

Дальше проплыли мимо бывших зданий роддома, коньячного завода и консервного завода. Они стояли рядом, буквально друг за другом, и в былые времена, когда все они функционировали, в Балаклаве была шутка: в роддоме родили, на коньячном обмыли, на консервном закусили. Посмотрели на генуэзскую крепость. И вышли в открытое море.



Со стороны моря вход в бухту действительно не виден. Сможете найти на этой фотографии вход в бухту?

Проплыли мимо береговых скал, гротов и приплыли к местным пляжам.



Пляжей два. Ближний называется Серебряным, дальний – Золотым. Названия происходят оттого, что в прежние времена за доставку по морю до ближнего пляжа нужно было заплатить серебряную монету, а до дальнего золотую. Сейчас до ближнего можно добраться либо пешком по горам (дорога занимает 1 час), либо на катере. Катера регулярно отправляются от причалов Балаклавской бухты.

Есть маленький пляж в самой бухте, местные называют его "пляжем для лентяев".

Говорят, если повезет, в море можно встретить дельфинов. Нам не повезло.

На обратном пути посмотрели на старинные здания гостиниц вдоль берега бухты.

Видели более современное здание бывшего института, где тренировали боевых дельфинов. Дельфины должны были патрулировать прибрежную зону, находить водолазов и нападать на них, срывая маску и ласты, заставляя тем самым водолазов всплыть и выдать себя. В общем, аналог сторожевых собак в морском варианте. К сожалению, в 90-е годы работы были свернуты.

Проплыли мимо причала, где стоят яхты. Яхты можно арендовать. Как сказал наш капитан, самые дорогие арендуются за 150 тысяч рублей в час. При этом на час их никто не арендует. При этом в августе-сентябре они не стоят на причале, а постоянно находятся в плавании.

А вот так выглядит вход в канал музея, куда мы собирались. А перед ним видна очередь.

В целом прогулка понравилась, хоть и оказалась недешевой. Впоследствии, гуляя по другой стороне набережной, оказалось, что есть групповые экскурсии за 600 (кажется) рублей с человека, но там приходится ждать, когда соберется группа.

Военно-исторический музей фортификационных сооружений

Для начала – немного истории.

В 1953 году в Балаклаве в толще горы Таврос началось строительство "Объекта 825 ГТС" (гидротехническое сооружение) – подземного завода для ремонта и снаряжения подводных лодок, а в 1958 году – "Объекта 820" для хранения и подготовки к боевому применению ядерного оружия.

Первоначально строительство вели только военные. Но Хрущев был недоволен темпами строительства, в результате чего были привлечены гражданские специалисты из Метростроя. Работы по созданию подземного комплекса велись круглосуточно. Были построены подземные дороги, шлюзовые камеры, цеха завода, арсенал, хранилища горючего, кабинеты, причалы, глубоководный канал и сухой док. Работа осложнялась тем, что вырезать проходы приходилось в породе, превосходящей по твердости гранит.

Завод располагался в толще горы на глубине 126 метров и выдерживал прямое попадание ядерной бомбы мощностью 100 килотонн (аналог 5 бомб, сброшенных на Хиросиму). Все входы, в том числе морские, в случае опасности перекрывались толстыми металлическими дверьми, залитыми внутри бетоном, которые должны были защитить внутренние помещения от ударной волны и радиации. Коридоры строились с таким расчетом, чтобы взрывная волна гасилась как можно быстрее.

Завод мог вместить до 3000 человек и обладал полной системой жизнеобеспечения. Общая площадь всех помещений и ходов завода составляла 9600 квадратных метров. Площадь подземной водной поверхности 5200 квадратных метров при длине канала 505 метров. Объем вывезенной породы равнялся 40 тысячам современных КАМАЗов. Когда взорвали перемычку канала и пустили воду в канал, уровень воды в Балаклавской бухте опустился почти на метр.

Стройка маскировалась под добычу полезных ископаемых. Для маскировки входа в сооружение с воздуха был сооружен железобетонный навес, на котором были установлены муляжи домов и деревьев, а со стороны моря вход в канал и выход из него были закрыты батопортами и маскировочной сетью, имеющей окраску под цвет окружающих скал. Вход в подземный комплекс был настолько искусно замаскирован, что найти его было невозможно даже с близкого расстояния, а тем более с противоположного берега.

Поскольку завод являлся секретным объектом, в 1957 году Балаклава утратила статус города и стала закрытой территорией. До конца холодной войны Балаклава оставалась закрытой частью города Севастополя. Попасть сюда можно было только по специальным пропускам.

В 1961 году завод начал принимать и обслуживать подводные лодки. Вход и выход лодок осуществлялся только по ночам, чтобы невозможно было засечь их перемещение с самолетов. Одновременно в канале могли разместиться от 7 до 9 подводных лодок в зависимости от размера. На обслуживание в сухой док могла зайти 1 лодка. Средняя продолжительность докового ремонта подводной лодки составляла 3-4 недели.

В 1994 году завод прекратил свою деятельность. В 2003 году на его территории был открыт музей.

А теперь вернемся в наше время и пройдем по музею.

Итак, к 12.20 мы вернулись. Очередь в кассу нисколько не уменьшилась. Мы с билетами сразу прошли внутрь. Тут требуют одевать маски. Что ж, пришлось натянуть намордники. Но это лишь полбеды. Еще у всех досматривают сумки. Любят у нас из туристов делать террористов.

Перед входом стоит спасательный подводный аппарат.

Экскурсия начинается с "Объекта 825" – завода, где обслуживались подводные лодки. Здесь работали как военные специалисты, так и гражданские.

Вот так выглядят коридоры. А на первом плане – те самые металло-бетонные двери.

Так выглядит канал, в который входили подводные лодки. На первой фотографии слева видны выдвижные ворота, которые в случае угрозы ядерного удара перекрывали вход в канал и отрезали его от внешнего мира.



Сухой док, куда становились лодки для ремонта наружной части. После того, как лодка становилась в сухой док, из дока откачивали воду, ставили опалубку и проводили наружные работы.

Здесь же находится единственная в музее подводная лодка. Она предназначалась для доставки водолазов, проведения подводных осмотров, исследовательских работ и спасательных операций.

Далее проходим на территорию "Объекта 820", где хранилось ядерное оружие. Здесь работали только военные, причем далеко не каждый мог попасть на "Объект 820" даже с "Объекта 825".

Вот на таких тележках по рельсам перевозили ядерные боеголовки. Несмотря на приличный размер, ее без труда могли сдвинуть 2 человека.

А это крылатая ракета, призванная доставлять эти самые боеголовки.

А это, на радость детей, единственный объект в музее, который можно потрогать руками и в который можно залезть. Это настоящий рубочный люк подводной лодки.

Несколько композиций, отражающих работу на подводной лодке и на заводе.





Образцы аквалангов для подводных работ.

На стенах – надписи, призывающие помнить о том, в каком месте работаешь.



Внутри музея прохладно, поэтому рекомендуется иметь с собой куртку. За дополнительную плату на входе можно арендовать плед.

Иногда данный музей называют музеем подводных лодок. Но подводных лодок там как раз нет. Экскурсоводы говорят, что музей ждет от Министерства обороны списанную лодку, но когда она прибудет – неизвестно. Жаль, настоящая боевая подводная лодка была бы очень кстати и придала бы музею больше натуральности.

А это ЯК-38 – советский палубный штурмовик, первый в СССР серийный самолет вертикального взлета и посадки.

Музей производит двоякое впечатление. С одной стороны, грандиозная постройка впечатляет. Видно, что в нее вложено немало сил и средств, и объект строился на века и на совесть. С другой, обидно, что такая капитальная постройка не используется по назначению. Хотя современные подводные лодки не смогут здесь обслуживаться – не пройдут в канал по размерам.

Прогулка по Балаклаве

После посещения музея хотелось куда-нибудь зайти пообедать. Было ровно 2 часа дня. Около выхода мы увидели кафе, где обещали накормить комплексным обедом до 14.00. Зашли. Комплексные обеды уже закончились. Сели за столик. Долго ждали официантку с меню. Потом выяснилось, что ждать заказ придется минут 40. Не, такое нас не устраивало.

Перешли на другую сторону бухты, съев по пути по мороженому. Прошли мимо парка, где находился танцующий фонтан. Ну разве можно было пройти мимо такого развлечения? Зашли, ребенок полез в воду. Сняли с нее платье и туфли и отправили купаться. Впрочем, таких там была целая толпа.

Пообедали в одном из многочисленных кафе на набережной и прошли мимо всех тех зданий, которые видели на морской прогулке. Видели причал, с которого отправляются корабли на Серебряный и Золотой пляжи. Отправления раз в час. Доставка до Серебряного пляжа стоит 100 рублей в одну сторону. Тут же от причалов отправляются корабли с групповыми экскурсиями по морю.

Посетителей одного из кафе встречает вот такой симпатичный кот-рыболов.

А вот на таком транспортном средстве предлагается пересечь бухту, судя по надписи.

Генуэзская крепость

Так мы дошли до самого конца набережной. Здесь начинался подъем к генуэзской крепости. Возникла мысль: раз уж дошли, почему бы не подняться и не осмотреть крепость.

Крепость состоит из 3 башен. К первой ведет каменная лестница, и подъем не представляет большого труда. Ко второй нужно подниматься по каменистой тропе, время от времени залезая на камни. К третьей, стоящей на самой вершине горы, мы просто не пошли.

Зато залезли внутрь второй башни через узкую пробоину в стене. Башня небольшая. Наверное, раньше внутри были деревянные перекрытия и лестницы, судя по небольшим выемкам в стенах.



С высоты второй башни открывается вид на весь город и на бухту.



Винный магазин завода "Золотая балка"

После прогулки по городу мы позвонили Михаилу, который подъехал за нами через полчаса. По пути назад по его рекомендации завернули в магазин винного завода "Золотая балка". Купили 2 бутылки сухого вина, 2 бутылки ликерного и 2 бутылки лимонада. Сухое очень понравилось. Ликерное оказалось настолько сладким, что приходилось его разводить водой 1:1.

 


Форосский парк

Оглавление

Дворцы Крыма (включает Воронцовский, Ливадийский, Массандровский дворцы)

На главную
Яндекс.Метрика