svd Пришел, увидел, оценил

Музей - подводная лодка

Второе место, куда мы направились, был Музейно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота России.

Комплекс расположен в парке "Северное Тушино" на берегу реки Химка. Чтобы добраться сюда, нужно доехать на метро до станции "Сходненская" и пройти пешком по Химкинскому бульвару до набережной.

Здесь расположена подводная лодка Б-396, внутрь которой можно зайти и познакомиться с ее устройством и жизнью моряков-подводников. Сделать это можно как самостоятельно, так и в составе экскурсии.

Экскурсии проводятся всего 2 раза в день, и именно туда мы спешили попасть. Успели буквально за 5 минут до начала. Стоимость билетов - 400 рублей. Без экскурсии - 300, поэтому есть смысл идти именно на экскурсию - переплата непринципиальная, зато куда интереснее.

Дляудобства посетителей в переборках между отсеками вырезаны проходы в полный рост и убрана часть оборудования. Моряки таких удобств лишены и проходят из отсека в отсек через люки. Для входа в лодку и выхода из нее сделаны прорези в обшивке лодки.

Характеристики лодки:

  1. Длина: 90 метров
  2. Ширина: 9,8 метров
  3. Высота: 5,7 метров
  4. Максимальная глубина погружения: 300 метров
  5. Рабочая глубина погружения: 240 метров
  6. Толщина обшивки: 4 см
  7. Силовая установка: дизель-электрическая
  8. Дальность плавания: под водой без подзарядки - 450 миль (850 км), надводная - 14000 миль (25500 км)
  9. Экипаж: 78 человек, из них 17 офицеров

Как сказал экскурсовод, маленькая она по сравнению с современными атомными.

Подводная лодка состоит из 7 отсеков, которые показаны на модели в масштабе 1:40.

На лодке 3 этажа. К сожалению, экскурсия проводится только по верхнему.

Боевой отсек

Здесь расположены 6 торпедных аппаратов, 24 торпеды, машины для заряжания торпедных аппаратов, люки для приема торпед снаружи при загрузке лодки и 16 спальных мест для моряков, которые служили в этом отсеке.

Насколько я понял, каждый матрос на весь срок службы приписывается к одному из отсеков и покидает его только с разрешения командира отсека.

В случае если лодка не могла всплыть, моряки имели возможность покинуть лодку через торпедные аппараты. Для этого нужно было надеть гидрокостюм и залезть в торпедный аппарат. Входной люк закрывался, торпедный аппарат заполнялся водой, открывался выходной люк, и человек выплывал из лодки. Так можно было покидать лодку с глубины не более 100 метров. Первый покидающий лодку выбрасывал перед собой спасательный буй с канатом, на котором были отметки, где нужно было останавливаться при всплытии, чтобы азот успевал выйти из крови.

Если лодка не могла всплыть с большей глубины, спасательная операция проводилась с помощью глубоководного аппарата, который пришвартовывался к лодке через трубу, прикреплявшуюся к корпусу лодки. Труба заканчивалась люком, через который моряки покидали лодку. Таких люков 2: здесь и в 6-м отсеке.

Жилой отсек

Здесь расположены каюты офицеров. В каждой каюте располагались 2 человека. Каюта напоминает половину купе в поезде с нижней и верхней полками.

Одноместная каюта есть только у корабельного врача. Она же по совместительству является кабинетом, где врач принимает больных.

Самая большая - это кают-компания, где офицеры ели и проводили свободное время. В случае необходимости она могла быть переоборудована под операционную.

А это туалет, который на языке моряков называется гальюн. Когда экскурсовод произнес фразу "туалетов на подводной лодке нет", некоторые из присутствующих сильно удивились. Есть, конечно. Только многие предметы у моряков называются по-своему.

Центральный отсек

Здесь располагалось рабочее место командира и пульты управления.

В отличие от надводных кораблей, где управлять можно визуально, управление подводной лодкой, находящейся под водой, осуществляется по приборам.



Лодка рассчитана на автономное плавание в течение 3 месяцев. Служба в подводном флоте считается одной из самых тяжелых, т.к. приходится практически постоянно находиться в закрытом помещении без солнечного света и свежего воздуха. Подводные лодки всплывают на поверхность далеко не каждый день и только по ночам, чтобы исключить свое обнаружение с воздуха. Во время таких всплытий лодка проветривается, а каждому моряку дается 5 минут, чтобы выйти на палубу. В остальное время приходиться дышать воздухом, который регенерируется с помощью поглотителей углекислого газа. Правда, как сказал экскурсовод, поглотители преобразуют углекислый газ не в обычный 2-атомный кислород, а в одноатомный. Дышать им можно, но он плохо сказывается на здоровье. Однако, увы, ничего лучшего пока не изобрели.

Тут я подумал, что хуже всего должно быть космонавтам. Ведь подводники имеют возможность хотя бы иногда проветривать лодку, а в космосе проветривание не устроишь. С другой стороны, у космонавтов есть солнечный свет.

Аккумуляторный отсек

Здесь расположены аккумуляторы, обеспечивающие лодку электричеством.

Здесь же расположен камбуз, где 3 матроса готовили еду на всю команду.

Меню на подводной лодке разнообразное. Поскольку жизнь у моряков весьма однообразная и малоподвижная, им стараются поднимать настроение вкусной едой.

Столовая имеется только у офицеров. Матросы едят, сидя на своих кроватях. Вахтенные на камбузе разносят еду по всем отсекам.

Дизельный отсек

На лодке установлено 3 дизельных двигателя, с помощью которых лодка могла развивать подводную скорость до 30км/ч. Дизельные двигатели могли двигать лодку только вперед. А еще от дизельных двигателей заряжались аккумуляторы лодки.

Дизельный - самый жаркий и шумный отсек. Поэтому вахта здесь длилась всего 20 минут.

Если в отсеке возникал пожар, вахтенные обязаны были задраить люки в переборках, надеть огнеупорные костюмы и приступить к тушению. Открывать отсек до полного тушения пожара было запрещено, чтобы огонь не проник в другие помещения лодки.

По общему правилу, если в каком-то из отсеков происходит ЧП (пожар или протечка), отсек наглухо закрывается люками в 2 переборках и не открывается до тех пор, пока команда служащих в этом отсеке не устранит проблему. Для связи все отсеки оборудованы телефонами. А в случае поломки телефонной связи моряки используют специальный алфавит для перестукивания. Таблички с алфавитом висят около всех люков.

Электромоторный отсек

Кроме дизельных, на лодке установлены 3 электрических двигателя. С их помощью лодка могла двигаться как вперед, так и назад.

А вот и еще один люк, к которому швартовался глубоководный спасательный аппарат, если лодка тонула на глубине более 100 метров или не было возможности покинуть ее через торпедные аппараты.

Отсек вспомогательных механизмов

Здесь располагались различные дополнительные механизмы, например, баллоны со сжатым воздухом, использовавшимся при всплытии лодки.

В этот отсек можно пройти как через прорезанный в переборке проход, так и через штатный люк, которым пользуются подводники.

Также в этом отсеке размещались спальные места для 27 матросов. Здесь же располагался проектор, через который крутили фильмы. Экраном служила переборка, на которую натягивали простыню.

Мылись в душевой кабине забортной водой, которая подогревалась от дизельных двигателей. Грязное белье не стирали. Раз в 10 дней меняли белье, грязное просто выбрасывали за борт, и оно растворялось морской водой.

Все. Прошли через всю лодку и выходим на улицу. Экскурсия понравилась, очень интересная.

Передвигается подводная лодка с помощью вот таких огромных винтов.

Рядом с лодкой расположены десантный катер "Скат" и экраноплан "Орленок".

Десантный катер на воздушной подушке "Скат".

Такие катера предназначались для доставки и высадки десанта или проведения спасательных операций в местах, где не было подготовленных причалов. Катер способен перевозить 40 человек или 4 тонны груза.

Экраноплан - это машина, которая схожа по внешнему виду с самолетом, но передвигается над ровной поверхностью (вода, лед, земля) за счет так называемого эффекта экрана, возникающего на небольшой высоте из-за того, что воздух отбрасывается крылом вниз, отражается от поверхности, поднимается вверх и вновь попадает под крыло, создавая подъемную силу. То, что мешало (и мешает) летчикам при посадке, было использовано для создания нового вида транспорта.

Эта уникальная машина была разработана в Советском Союзе и не имела аналогов в мире. Поскольку экраноплан передвигался со скоростью, в несколько раз превышающую скорость самых быстрых кораблей, им, в первую очередь, заинтересовались военные с целью построения ракетоносцев и десантных машин. Было построено несколько опытных образцов. Правда, несмотря на все достоинства (высокая скорость, высокая грузоподъемность, малая радарная заметность, отсутствие необходимости в обустроенных площадках), у машины имелись и серьезные недостатки: низкая маневренность, специфическое управление, большой расход топлива на старте, возможность передвигаться только по спокойному морю с волнением не более 3 баллов (высота волны не более 1,25 метра).

Несмотря на это, когда в Советском Союзе в 60-х годах прошлого века стартовали испытания этих машин, строившихся в военных целях, американцы не на шутку перепугались.

В настоящее время такие машины не используются.

Интересное место. Рекомендуется к посещению.

 


Московский кремль или Куда ходить НЕ нужно

Оглавление


На главную
Яндекс.Метрика