Куплена: Thai mania Phuket.
Стоимость: 2400 бат с взрослого, 2100 бат с ребенка.
Пханг-Нга - провинция на юге Таиланда, расположенная на побережье Андаманского моря. Южнее, через узкий пролив, расположен остров Пхукет. "На этой увлекательной экскурсии вы посетите одну из самых потрясающих смотровых площадок Самет Нангше, остановитесь на пляже Майкао для фотографирования на фоне приземляющихся самолетов, покатаетесь на слонах, посмотрите шоу слоненка, посетите пещерный храм с обезьянами, посетите храм Ада и Рая, посмотрите на красивейший водопад, отобедаете в деревне морских цыган и покатаетесь на традиционной тайской длиннохвостой лодке по мангровым лесам" - так описывается эта экскурсия на сайте "Иван Дуриан тур".
Отельный гид тоже красочно расписала эту экскурсию.
Мы же взяли ее в турагентстве "Thai mania Phuket", представителя которого жена нашла в одной из пхукетских тематических групп в "Телеграме". Почему у него? Да все по той же банальной причине: дешевле. Оплата рублями переводом. Было, конечно, некоторое сомнение: можно ли переводить деньги незнакомому человеку, который в группе представился турагентом? Но в итоге все прошло успешно.
И вот в 6.30 утра мы забрали пакеты с едой, которые нам полагались вместо завтрака (для этого нужно заранее предупредить службу размещения), а нас забрал микроавтобус с русскоязычным гидом. Гид, молодая девушка, болтала практически всю дорогу. Зато мы узнали много интересного про Таиланд. То, что узнали, изложено в начале отзыва.
С русскоязычными гидами тут та еще история. Иностранцам официально нельзя работать в Таиланде по найму. Поэтому все гиды работают, фактически, нелегально. Что на этой экскурсии, что на других, гиды перед остановками говорили: если кто будет спрашивать, кто ваш гид - показывайте на водителя. Мол, вон тот и гид, и водитель в одном лице. А я такой же турист, как вы все. Нелегальных гидов ловит местная полиция. Обычно турфирма потом выкупает их за небольшую взятку. Но иногда приезжает полиция из Бангкока, и тогда выкупить не удается. Помурыжат в отделении и депортируют. На какую полицию нарвешься - местную или бангкокскую - никогда не знаешь. А тайских гидов, знающих русский язык, нет в принципе. Да и по-английски они вряд ли много расскажут.
В автобусе висит табличка "Штраф за непристегнутый ремень 5000 бат". По факту никто не пристегивается, а водитель не обращает на это внимания.
После того, как были собраны все экскурсанты, мы заполнили договор на экскурсионную страховку. Дело в том, что обычная медицинская страховка не распространяется на экскурсии. Поэтому оформляется вот такая групповая страховка. Для заполнения нужны данные паспорта, поэтому с собой надо иметь хотя бы его ксерокопию или фотографию.
Наш отельный гид говорила, что при покупке экскурсий у нее к страховке нужно будет заключать дополнительное соглашение стоимостью 10 долларов и очень удивлялась, как же все возят экскурсии без страховок, ведь оформить страховку без паспорта никак нельзя. Оказывается, все можно. А "10 долларов" очень запахли разводом, учитывая, что у нее экскурсии стоят столько же, сколько у других.
Нам категорически не повезло с погодой. Практически всю дорогу шел дождь от небольшого накрапывания до откровенного тропического ливня. Но, как сказано в правилах проведения экскурсий, которые прислал нам турагент, "дождь не является причиной отмены поездки и возврата денег".
На всех экскурсиях в машине обязательно есть бутылки с водой, которые для экскурсантов бесплатные.
Первым делом мы поехали на пляж Майкао фотографироваться на фоне самолетов. Этот пляж находится прямо за концом взлетно-посадочной полосы аэропорта Пхукет.
Здесь же расположено несколько отелей. Интересно, не мешает ли им шум самолетов?
От места остановки до пляжа нас везли на транспортном средстве под названием "тук-тук". Я так и не понял, почему это называется тук-тук, хотя к настоящим тук-тукам, на которых ездят в Индии и на Шри-Ланке, оно никакого отношения не имеет. Просто мотоцикл с крытой коляской. Спросил даже гида, но она не смогла ответить.
А вот так выглядит "пляж с самолетами".
Думаю, фотографии на фоне садящихся самолетов были бы удачнее, чем на фоне взлетающих, потому что взлетают они задолго до конца полосы, к моменту пролета над пляжем набирают некоторую высоту и на фотографиях выглядят мелко. Но в какую сторону им взлетать и садиться решать не нам, а службам аэропорта, а нам остается только щелкать фотоаппаратами.
Ну а конкретно нас данное место не особо впечатлило. Наверное, потому, что у себя дома мы ездим на озеро, которое расположено рядом с аэропортом и над которым точно так же взлетают и садятся самолеты.
Следующей была недолгая остановка возле небольшого водопада в живописном горном лесу.
Этот небольшой водопад мне напомнил Молочный водопад в Абхазии.
Следующим пунктом программы было катание на слонах. А пока мы ехали, экскурсовод рассказала нам про этих животных.
Как известно, существует 2 вида слонов: африканские и азиатские. Африканские крупнее (до 4 метров в высоту), но не поддаются приручению. Азиатские меньше ростом (3 метра), но хорошо приручаются и дрессируются. Поэтому их широко используют по всей Азии в качестве рабочей силы и транспортного средства.
Слоны живут 70 лет. В неволе при хорошем уходе могут доживать до 80.
У слона может быть только 1 хозяин, к которому он привязан. Профессия погонщика слона считается престижной и доходной, но тяжелой.
У слонов старше 60 лет есть пенсия. Как сказала экскурсовод, слоны здесь живут лучше людей, потому что пенсия есть далеко не у всех тайцев. Деньги, конечно же, получает не слон, а его хозяин, и он обязан отчитываться перед государством, на что он их тратит.
Слоны в Таиланде считаются священными животными, потому что, согласно буддийским верованиям, Будда переродился в белого слона (что странно - он же вроде прервал процесс перерождения и ушел в нирвану). Кстати, белые слоны - вовсе не белые, а розовые. На коже слона есть розовые пятна. Если таких пятен больше 50% площади слона, слон считается белым. Все белые слоны выкупаются королевской семьей за очень большие деньги, поэтому каждый, кто занимается слонами, мечтает о рождении такого слоненка. Белые слоны - большая редкость. Последний родился в 2006 году.
Приехали в питомник. Льет дождь. Натянули дождевики.
Первым делом - купание со слонами. Я не полез, мои искупались. Прямо под дождем. Купают со слонихой и слоненком, который потом выступает. Переодеться можно в местном туалете.
Экскурсовод говорила, что вещи можно совершенно спокойно оставлять на лавочках под навесами, потому что тайцы - буддисты, и они не воруют, ибо это плохо для кармы. Если кто ворует, так бирманцы и малазийцы. Ага, подумал я, у христиан тоже есть заповедь "не укради", только это не спасает от краж. Поэтому все ценное (деньги, телефоны, фотоаппарат) всегда носил при себе.
Около бассейна бегает местный фотограф, снимает всех подряд и делает фотографии в рамке из бумаги, которую делают из слоновьих какашек. Все без исключения экскурсоводы предлагали купить блокнот из такой бумаги в подарок начальнику. Мы не стали. У нас начальники хорошие. Зато купили купальную фотографию в рамке из такой бумаги. Стоит 250 бат (750 рублей). Дороговато, конечно.
На самом деле, никакого "криминала" в этой бумаге нет. Ничем она не пахнет. Между прочим, на ней издаются даже королевские указы.
Теперь шоу слоненка. Слоненку 8 лет. По слоновьим меркам - ребенок. Но ребенок ростом под 2 метра. Крутит на хоботе обруч, играет на губной гармошке и целует хоботом всех присутствующих.
После шоу, которое длится всего минут 5, фотосессия со слоненком и кормление его бананами. Небольшая корзинка бананов стоит 100 бат.
Кроме слоненка детей привлекает небольшой трогательный зоопарк с черепахами.
Следующий пункт программы - катание на слоне. Здесь сидишь не на самом слоне, а на сидении, прикрепленном к спине слона. На одного слона сажают по 2 человека. С ребенком могут посадить втроем. Нас так и посадили. После этого слон под наблюдением погонщика отправляется в пеший поход по дорожке среди пальм.
Катают минут 10. Нам повезло - на время катания дождь прекратился. По пути погонщик просит дать ему телефон и снимает процесс вашего катания. За съемку просят 100 бат. Такое ощущение, что 100 бат здесь - это некая минимальная оплата за что угодно. Мы попробовали дать 50, он сказал "э, не, дорогой, давай 100". Некоторые дают деньги в хобот слону, а он отдает погонщику.
После катания можно "отблагодарить" слона бананами (корзинка за все те же 100 бат) и приобрести фотографию верхом на слоне (все те же 250 бат). Слона мы покормили, а фотографию брать не стали. Решили, что хватит одной.
В целом здорово.
После катания нам показали гевею, из сока которой получают каучук. Эти деревья были завезены в Таиланд из Бразилии. На коре дерева ножом делается надрез, под которым привязывается емкость для сбора сока. За один день из одного растения можно получить около 200 грамм сока. За свою жизнь одно дерево может дать до 1,5 тонн натурального каучука.
А вот и пальма, из плодов которой делают пальмовое масло, о вреде которого ходит столь много разговоров.
На самом деле не все так однозначно. Пальмовое масло используется здесь повсеместно вместо подсолнечного. Добывается из косточек пальмовых плодов (плоды видны на фотографии). Его вполне можно есть, но тяжело перевозить на дальние расстояния (не помню почему), поэтому экспортируется его мало, и оно дорогое. В связи с этим экспортируют дешевое техническое пальмовое масло. Оно добывается из самих плодов. Вот оно-то к нам и приезжает. Здесь его не используют в пищу. Его добавляют в бензин, что позволяет снизить его стоимость. Ну а у нас... суют где не попадя.
Дальше у нас должна была быть остановка у Храма черного монаха. Однако вновь полил дождь, и мы просто остановились на минутку возле храма посмотреть на памятник.
Как сказала экскурсовод, этот монах очень почитается в Таиланде и был личным врачом Рамы 9.
Время шло к обеду. Обед был запланирован в деревне морских цыган.
Здешние цыгане - это выходцы из Бирмы и Малайзии, переселившиеся на территорию Таиланда 300 лет назад.
А морскими они называются потому, что раньше селились на воде. Дело в том, что раньше строить дома на суше разрешалось только подданным тайского короля. Переселенцы таковыми не являлись, но успешно обошли этот запрет, построив первые поселения не на суше, а на море. В бухтах, где не бывает штормов. Впоследствии Рама 5 отменил этот запрет, но народ по-прежнему называют морскими цыганами.
Живут очень бедно, занимаются добычей морепродуктов и жемчуга.
Вот в такую деревню, построенную на воде, мы ехали обедать. Но для начала планировалась прогулка на лодке по морскому заливу.
Плавали недолго, минут 15. Проплыли мимо мангровых зарослей. Говорят, мангры хорошо опресняют воду.
А вот так выглядит морская деревня. Все дома стоят на высоких сваях. По темным отметинам на сваях можно определить, до какого уровня поднимается вода во время приливов. Метра на 2.
Приплыли. Вот в таком ресторане будем обедать.
На обед были морепродукты с рисом. Были даже крабы. Все вполне вкусное, съедобное и не острое. Поскольку морские цыгане - мусульмане, просили при них алкоголь не пить, если вдруг кто с собой прихватил.
После обеда было свободное время и можно было пройтись по деревне. Здесь находится местный базарчик, на котором продают рыбу и изделия из речного жемчуга. За бусы просят 500 бат, за браслеты 250. Чтобы доказать, что это не пластмасса, продавцы поджигают свои изделия зажигалкой и показывают, что они не плавятся. Все равно слабо верится в подлинность жемчуга, вспоминая цены в ювелирном центре. Нет, я понимаю, что речной жемчуг, да еще почти необработанный, стоит гораздо дешевле морского. Но настолько ли?
Изнутри деревня выглядит не такой уж привлекательной. Здесь довольно грязно. Все стоки сливаются прямо в море. В паре домов виднелись стиральные машины со сливной трубой, торчащей из двери прямо на улицу.
Следующей остановкой был буддистский пещерный храм. А пока мы ехали, узнали кое-что о буддизме.
Как известно, Будда - это реально существовавшая историческая личность: индийский принц Гаутама, живший в 7-6 веках до нашей эры. До 29 лет принц жил во дворце, никуда не выходя. Потом такая жизнь наскучила ему, и он просто сбежал. Посмотрев на жизнь простого народа за стенами дворца, ужаснулся и понял, что надо что-то менять. Но не вернулся во дворец и не стал менять политику государства, а отправился странствовать и размышлять, в результате чего возникло его философское учение.
Гаутама бродил по свету с 29 до 35 лет. В 35, промедитировав 49 дней под деревом бодхи, стал просветленным, после чего вновь странствовал до 80 лет, обзаведясь многочисленными учениками.
Кстати, считается, что просветления достиг не один лишь принц Гаутама. Он был первым. После него были и другие.
Когда Гаутама начал скитаться по свету, он сжег свою прежнюю одежду в знак отречения от прошлой жизни. Поэтому буддийские монахи одеваются в оранжевую или красную одежду, которая символизирует пламя костра.
Ну а храм, куда мы ехали, был основан в начале 18 века монахом, который останавливался здесь на отдых.
А еще здесь обитает множество обезьян, поэтому второе название храма - обезьяний храм. Здешние обезьяны совсем не боятся людей и совершенно спокойно подходят за кормом. Корм продается на базарчике около храма. Стандартные 100 бат за пакет. А еще говорят, что обезьяны очень любят вареные яйца и умеют их чистить прямо как люди.
Но покормить обезьян нам помешал ливень. И мы, и они прятались от воды и не торопились вылезать на открытую местность.
Ну а посещению храма дождь не помеха. Около входа стоит коробка для пожертвований, за вход просят 20 бат.
Первое, что сразу привлекает взгляд - 15-метровая статуя лежащего Будды.
Около Будды сидит монах, который за небольшое пожертвование готов завязать на руку веревочку на удачу. Мы не пошли, нам такие уже завязывали на Шри-Ланке. Кстати, считается, что снимать ее нельзя. Нужно, чтобы она сама развязалась или порвалась. Только тогда сбудется желание, которое нужно загадать при ее завязывании.
Вокруг расположены статуи Будды и почитаемых монахов.
Из первой пещеры дорожка идет во вторую. Здесь находится статуя того самого монаха, который основал этот храм. Сделано очень натурально. С первого взгляда кажется, что там сидит живой человек.
Здесь же на камнях находятся печати королей, начиная с Рамы 5.
Вполне себе интересное место.
Последним пунктом нашей экскурсионной программы было посещение смотровой площадки на Стеклянном мосту. Площадка новая, ее открыли в декабре 2023 года.
Вообще, есть экскурсии в Пханг-Нга с посещением другой смотровой - Самет нангше, расположенной в тех же краях. Но мы решили, что гулять - так гулять. Доплата к стоимости экскурсии за Стеклянный мост - 500 бат с взрослого и 300 бат с ребенка. Любопытно, что здесь определяют, кого относить к детям, а кого нет, не по возрасту, а по росту. 300 бат берут с детей ростом 60-130 сантиметров. Те, кто ниже 60 сантиметров, идут бесплатно.
Вот так выглядит эта конструкция.
Подниматься наверх можно как по лестнице, так и на лифте. Перед выходом на стекло всем выдают матерчатые бахилы.
Виды сверху, конечно, потрясающие. Нам опять повезло - опять прекратился дождь, так что ничего не мешало не спеша пройтись по всему мосту и посмотреть во все стороны.
Здесь же расположен отель. Так что при желании можно провести несколько дней в окружении этой красоты.
После прогулки по мосту мы всей группой отправились в кафе. Оказывается, часть стоимости билета можно потратить на еду. Из взрослого билета выделяется 200 бат, из детского 100. Я долго выяснял, суммируются ли деньги на семью. Оказалось да. Итак, у нас было 500 бат.
Кафе очень дорогое. Мы взяли 3 пирожных, 2 кофе и чай. Вытянуло на 930 бат (почти 2800 рублей). С учетом имеющихся 500 пришлось доплатить 430.
Возле моста, как, впрочем, повсеместно в Таиланде, стоят так называемые домики духов.
Каждый таец с самого детства знает, что рядом с ним живет множество разных духов. Местные жители верят, что строительство задевает мир духов, и, если у них не будет собственной жилплощади, они будут вынуждены жить в вашем доме. Это может вызвать различные проблемы. Поэтому для духов строят вот такие маленькие домики.
По утрам домик духов убирают, ставят чистую воду и сладкие напитки (желательно красного цвета, часто ставят красную колу), а также цветы, конфеты, рис и благовония, а по вечерам зажигают гирлянды и свечи. Домик духов устанавливается так, чтобы на него не падала тень от основного строения. Если не соблюдать этих правил, духи могут прогневаться и тогда ждать ничего хорошего не стоит.
Кроме домиков духов рядом с жилищами тайцы устанавливают также домики предков, в которых поселяются души умерших родственников, а еще - домики Брахмы и домики Ганеши. Что мы и видим на предыдущей фотографии. Побольше - это домик Брахмы, а поменьше - домик духов.
Как только мы спустились с моста и тронулись в обратный путь, вновь ливануло. Так и ехали почти всю дорогу под дождем. Домой прибыли в 20.00.
Ювелирный центр |
Оглавление |
Катание на слонах |