Избавившись от багажа, сдав его в камеру хранения, мы отправились на весь день в Измайловский кремль и Измайловский парк.
Практически сразу после входа наткнулись на 2 вывески: Музей оружия и Музей "Дедушкин чердак". Вот туда и отправились.
Стоимость: 500 рублей с человека. Пушкинскую карту не берут, т.к. музей частный.
В музее представлены различные образцы оружия 20 века, а также современное оружие.
Несомненным плюсом является то, что практически все экспонаты можно взять в руки, потрогать, повертеть, пощелкать затвором, посмотреть в прицел. Есть образцы с обычным прицелом, со снайперским и с коллиматорным.
Ну и конечно со всем можно сфотографироваться.
Ручной гранатомет. Тяжелый. Рядом - противотанковое ружье.
Современные образцы автоматов семейства АК.
Кроме современных, есть знаменитый АК-47. А также ППШ (пистолет-пулемет Шпагина) и винтовка Мосина, с которыми наши деды и прадеды воевали в годы Великой Отечественной войны.
А это (в центре) - не менее знаменитый пулемет "Максим". В названии которого ударение нужно делать на первый слог, потому что Максим - фамилия американского оружейника, который его разработал.
За пулеметом, видимо специально, оставлено место, чтобы можно было лечь, изображая из себя стрелка. Чем пользуются все дети и некоторые взрослые.
По музею ходят консультанты, которые могут рассказать о любом представленном оружии и показать, как им пользоваться. Так, до меня долго не могло дойти, как заряжается охотничье ружье. Объяснили, показали.
На одном стенде представлены образцы гранат и армейские телефонные аппараты. Только трогать их нельзя.
А у окна стоят наблюдательные приборы, которыми пользуются командиры для наблюдения за ходом боя и корректировки огня. В них можно посмотреть и удивиться очень большому приближению. Довольно далекие предметы видны так, будто находишься рядом с ними.
Образцы современной военной формы.
Переносной медицинский комплекс.
И под конец - маленькая вертлюжная пушка.
Такие пушки были распространены в 15-19 веках и устанавливались на борту кораблей или стенах крепости с помощью шарнира (вертлюга), который обеспечивал свободное вращение орудия в двух плоскостях.
Маленький (всего в 1 комнату), но очень интересный музей.
Вдоволь нащелкавшись оружием, мы пошли в следующий музей, который расположен в соседнем подъезде - Дедушкин чердак.
Здесь расположены сразу 2 музея: Дедушкин чердак и Космический чердак. Можно купить билет только в один, можно сразу в оба. Билет на обе экспозиции за троих вышел на 2000 рублей. Пушкинскую карту опять не взяли. В стоимость входит экскурсионное сопровождение.
Дедушкин чердак - это фактически коллекция старинных и просто старых предметов, некоторые из которых хорошо знакомы нам (поколение 40+), но совершенно незнакомы нашим детям.
Старинный ткацкий станок.
Обычные весы с гирями, которыми раньше были оборудованы все магазины и рынки.
Безмены. Нам про такие рассказывали во время экскурсии в кузницу во Владимире.
Помните вот такие устройства, которые были установлены во всех автобусах, троллейбусах и трамваях и назывались компостерами? В коробочке рядом лежит нарезанная бумага, которую можно прокомпостировать, как билет в те времена.
Каюсь, я любил ездить "зайцем".
На этой модели, которую можно покрутить собственными руками, показан принцип работы парового двигателя на всех его циклах от впуска пара в цилиндр до его выпуска через выпускной клапан.
Старинный граммофон, который нужно было заводить вращением ручки. Работающий, между прочим. К нему еще прилагается труба, усиливающая звук.
Тогдашние пластинки куда тяжелее современных. Потому что делались из другого материала.
А это старинный фотоаппарат с гармошкой вместо объектива, снимающий на фотопластинки.
Поскольку в те времена пластинки не отличались высокой светочувствительностью, процесс фотосъемки занимал довольно длительное время - до нескольких минут. Сидеть неподвижно перед камерой было неудобно.
Вот коллекция разных фотопринадлежностей для обработки пленки и печати фотографий.
Да, да, были у меня в детстве и бачки, и ванночки, и увеличитель, и нож для обрезки фотографий. И куча всяких химикатов, из которых готовились растворы для обработки пленки и бумаги. Интересное было занятие.
100 лет назад о цветной фотографии можно было только мечтать. Поэтому фотографы придумывали разные способы раскрашивания фотографий. Самым популярным было использование виражей - химических составов, при обработке которыми черно-белое изображение на фотобумаге окрашивалось в разные цвета. Но были и более сложные. Например, вот этот: вышивка цветными нитками по фотографии. Очень тонкая работа.
А вот накопители данных разных лет для электронно-вычислительных машин: магнитные ленты, магнитные диски, дискеты. При этом имеются дискеты 8 и 3,5 дюйма, но почему-то нет дискеты 5,25.
Машинка для отправки сообщений с помощью азбуки Морзе. Можно самому постучать ключом и попробовать себя в роли оператора. Кодировка русского алфавита также прилагается.
А это военно-полевой телефон. Таких трубок здесь 2, и с одной можно позвонить на другую.
Есть также модель переговорной трубы, которая раньше использовалась на кораблях для связи рубки с разными отсеками.
А это весьма интересный аппарат. Это печатная машинка. Правда, печатать на ней долго и очень неудобно. Приходится самому двигать как буквы, так и лист бумаги.
То ли дело печатать на вот такой печатной машинке, где каретка с бумагой двигается сама при нажатии клавиш с буквами. Удивительно, но когда-то на печатной машинке я учился печатать 10 пальцами. Правда, так и не научился, поэтому печатаю четырьмя.
А вот такими стиральными машинами с ручным отжимом пользовались наши бабушки. Ту, что слева, можно включить и посмотреть, как она работает.
Справа - гладильная машина.
В последнем зале можно познакомиться с работой более современных и знакомых устройств, таких как унитаз, стиральная и посудомоечная машины. Корпус у них сделан из прозрачного пластика и можно видеть, как происходит процесс работы.
Тоже интересный музей, где дети могут узнать много нового.
Здесь же для детей проводится мастер-класс по сборке бегающей щетки. Берется обычная одежная щетка, к ней приклеивается моторчик с тяжелой гайкой, блок с батарейками и выключатель. Между собой они спаиваются проводами. В итоге получается вот такая конструкция, которая после включения начинает шустро ездить по полу и крутиться в разные стороны.
Стоит мастер-класс 900 рублей. На мой взгляд, дороговато.
Космический чердак
Закончив конструировать бегающую щетку, мы направились в Космический чердак.
Музей занимает всего одну комнату. Центральное место в комнате занимают корректирующе-тормозная двигательная установка космического корабля "Союз" и жидкостный ракетный двигатель.
Пришли очень вовремя. Как раз набралась группа, и экскурсовод начинал экскурсию.
Экскурсовод - немолодой мужчина - очень хорошо знает историю освоения космоса и отлично разбирается в космической технике. Материал излагает простым языком, доступным как взрослым, так и детям.
Рассказывал о жизни на международной космической станции. В частности, о том, что на станции нет естественной циркуляции воздуха в виде ветра, как на Земле, поэтому приходится принудительно гонять воздух вентиляторами. Во-первых, это приводит к постоянному шуму. А во-вторых, к постоянному сквозняку, из-за чего космонавтам приходится надевать теплую одежду.
А еще, оказывается, космонавтам довольно трудно работать в скафандрах, когда они выходят в открытый космос. Скафандр жесткий и герметичный. Воздух, находящийся в нем, его распирает, и космонавту трудно двигаться. Чтобы согнуть ногу или руку, приходится прикладывать много усилий.
Американские скафандры сделаны иначе. Там в местах сгибов встроены гибкие шарниры. Двигаться в них легче, но через шарниры происходит утечка воздуха, пусть и небольшая.
Поэтому у наших космонавтов на станции очень калорийный рацион питания.
На станцию регулярно доставляют продукты питания, воду и чистую одежду. Да, как не очищай воду, а добиться полной очистки не удается. Поэтому воду приходится привозить и обновлять, несмотря на то, что она имеет довольно большую массу (кубометр воды весит тонну). Из-за того же дефицита воды белье на станции никто не стирает, а просто снимают и выбрасывают.
Весь мусор загружается в транспортный корабль, который привез полезный груз, после чего транспортник просто отстыковывается и сгорает вместе с мусором в атмосфере Земли.
Поговорили о полете Гагарина. Рассказал, что Гагарина выбрали не столько потому, что он был из рабочей семьи и что у него была идеальная характеристика из КГБ, а банально потому, что он оказался самым легким. Когда был готов аппарат для полета человека, выяснилось, что его масса превышает расчетную на 17 килограмм. Вроде немного, но при полетах в космос масса имеет очень важное значение, потому что вывод на орбиту каждого килограмма требует значительных затрат. Когда из аппарата убрали все, что только смогли, его масса все равно не укладывалась в норму. Тогда взяли всех трех космонавтов, которые составляли первый отряд (Юрий Гагарин, Герман Титов и Григорий Нелюбов) и взвесили их. Самым легким оказался Гагарин. Именно он и полетел.
Согласно уравнению Циолковского, ракете нужно от 10 до 25 раз больше топлива, чем масса, которую она выводит на орбиту. Сейчас вывод 1 килограмма груза обходится в 1-1,5 миллиона рублей.
Интересная история получилась с нашей станцией "Луна-9". Когда она прилунилась и начала передавать снимки лунной поверхности, первой их перехватила английская обсерватория в Австралии. Англичане распознали сигнал как сигнал факса и очень удивились, когда распечатали снимки с другой планеты. Но они не знали о посадке нашей станции на Луне. Журналисты тут же разнесли новость о том, что получен сигнал от внеземной цивилизации и напечатали снимки в газетах. Позже, когда сигнал был получен и обработан советскими учеными, и весь мир узнал, что эти снимки передает наша лунная станция, англичанам пришлось признать, что с сенсацией они поторопились.
Много рассказывал о высадке американцев на Луну. Как все это проходило, какие были проблемы. О том, что перед тем, как спуститься на поверхность, Армстронг кинул мешочек с мусором, чтобы проверить, глубоко ли он провалится в лунный грунт (тут я подумал: освоение Луны американцами началось с выброса мусора). Я не стал поднимать вопрос о том, была ли такая высадка на самом деле или нет.
Поговорили о том, почему в принципе невозможны межпланетные и, тем более, межзвездные перелеты. И дело здесь не во времени и не в недостатке скорости. Основная проблема - космическое излучение, т.е. потоки элементарных частиц. Невозможно сделать космический аппарат так, чтобы оно на него не действовало. Не потому, что сейчас нет соответствующих материалов. А потому, что когда элементарная частица, разогнанная до сумасшедшей скорости, бьет в обшивку корабля, эта самая частица останавливается, но при этом выбивает из атомов обшивки электроны (и хорошо, если только электроны), делая саму обшивку радиоактивной. Чем дольше летит корабль - тем более радиоактивным он становится. И противостоять этому процессу невозможно, даже если обшить корабль толстым слоем свинца. Спутники, которые летают вокруг Земли, защищены от излучения магнитным полем планеты, да и то на космической станции уровень радиации в 200 раз выше, чем на поверхности Земли. В открытом космосе такой защиты нет.
В целом получилась очень интересная экскурсия.
Вышли из музея, переполненные впечатлениями и проголодавшиеся.
Обедать пошли в одно из местных уличных кафе. Помня о том, что нас ждет ужин в самолете, много набирать не стали. Лепешки с шашлыком и лимонадом на троих потянули на 2000. Дороговато, конечно, за скромный обед, но у других так же, если не дороже.
По территории дворца катают на лошадях.
Настоящий грабеж обнаружился в местном туалете - 50 рублей за посещение. С каждого! Очень хотелось плюнуть и пойти поискать какие-нибудь кусты.
Оставалось немного времени и, отобедав, а, скорее, отполдничав, мы направились в Измайловский парк. Ребенку были обещаны аттракционы.
Прокатили детишку на цепной карусели, покачали на лодке и упрыгали на батуте. Цены, к сожалению, не запомнил.
Москва |
Оглавление |
День второй |