После Казанского собора мы отправились в Петровскую акваторию, которая расположена недалеко от собора и Александровского сада в торговом центре "Адмирал".
Стоимость билетов: 500 рублей взрослый, 300 детский. Можно купить билет по Пушкинской карте.
Мы взяли посещение с экскурсией. Сколько стоит экскурсия - не помню. Здесь ля экскурсии тоже раздают наушники, цепляющиеся на ухо, а экскурсовод ходит с микрофоном.
Музей "Петровская акватория" - это история возникновения Санкт-Петербурга и зарождения российского флота в интерактивной миниатюре. Здесь воссоздан макет города середины 18 века с момента Петра Первого до времен Екатерины Второй в масштабе 1:87. Поэтому на макете нет таких узнаваемых сейчас элементов, как мосты, Александровская колонна, Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова, "Медный всадник", крейсер "Аврора" и других, которые были установлены в 19 и 20 веках.
Зато мы видим здесь корабли, плывущие по Неве. Кстати, они в самом деле плывут. Макет, как уже говорилось, интерактивный. На нем представлено множество движущихся фигурок: плывущие по настоящей воде корабли, катящиеся по дорогам кареты и телеги, движущиеся люди, занимающиеся разными делами. Возникает впечатление, будто перед тобой настоящий город. "Гулливер в стране лилипутов".
Дополнительное развлечение для детей - кнопки на макете. При нажатии кнопок "оживают" движущиеся фигурки, показывающие какое-нибудь действие.
Сделано все очень тонко и очень классно. А если добавить к этому звуковое оформление и смену дня и ночи (ночь наступает, кажется, каждые 30 минут), то создается реальный эффект присутствия.
Вот здесь, например, дворяне собираются на бал. Ко дворцу стоит "пробка" из карет. А еще ко дворцу ведут слона.
Слоны - это подарок персидского шаха Петру Первому. Временами этих слонов выводили на прогулку по Невскому проспекту (тогда - Першпективной улице). В тогдашней России слонов еще никто не видел, поэтому за слонами всегда шла толпа желающих поглядеть на диковинного зверя "с двумя хвостами". Отсюда возникло слово "слоняться", т.е. ходить без дела.
А еще вспоминается басня Ивана Крылова "Слон и моська":
По улицам Слона водили,
Как видно напоказ -
Известно, что Слоны в диковинку у нас -
Так за Слоном толпы зевак ходили.
К сожалению, в холодном и сыром климате Петербурга слоны долго не прожили. Из одного было сделано чучело, установленное в Кунсткамере.
А еще слонов водили на праздники к знатным особам. Что мы и видим на макете. Такой "выездной зоопарк" был платным и давал дополнительные деньги на содержание животных и их смотрителей.
Макет Петропавловской крепости на Заячьем острове.
А это та же самая крепость, только "ночью".
Если внимательно приглядеться к первой фотографии Петропавловской крепости, можно увидеть, что в ворота въезжает нечто, похожее на маленький паровозик. А если внимательно приглядеться к этому "паровозику", можно увидеть, что это вовсе не паровозик (какие ж паровозы во времена Петра Первого), а... печка, на которой едет Емеля.
Какая прелесть. Мы с дочкой долго смеялись. Кроме Емели на макете присутствуют Винни-Пух с Пятачком и дед с семейством, тянущие репку. Такие вот "пасхалки", которые экскурсовод предлагает отыскать детям.
А здесь - то ли масленичные, то ли рождественские гуляния.
Я не буду подробно пересказывать историю города тех времен. Ее можно при желании найти в интернете. Остановлюсь только на некоторых моментах.
Санкт-Петербург - город на островах. Петр Первый запрещал строить мосты через большие реки. Делалось это для того, чтобы жители города плавали на лодках и кораблях и, таким образом, приобщались к судоходному делу. Через протоки мосты строились. Первый разводной мост был построен через Кронверский пролив для доставки на Заячий остров стройматериалов для Петропавловской крепости. Идею разводных мостов Петр Первый заимствовал у голландцев.
В Петропавловской крепости шло обучение солдат военному делу. Движущиеся маленькие человечки сражаются друг с другом на саблях, учатся владеть штыком и стреляют из ружей по мишеням.
А вот Петергоф. Верхний сад, в котором проходят гуляния знати.
Два интересных момента.
1. Знать часто прибывала на балы по каналам на кораблях. Каналы строились так, чтобы корабли могли подойти как можно ближе к дворцу, а потом развернуться и выйти обратно в реку. Отсюда возникло известное выражение "попасть с корабля на бал". Первоначально оно носило самый буквальный смысл.
2. Дамам нельзя было приходить на балы в одном и том же платье дважды. За этим следили специальные лакеи. Чтобы не допустить появление на следующем балу в том же платье, в конце бала на подол ставилась специальная несмываемая печать.
А это уже Нижний парк. Большой каскад фонтанов.
Ораниенбаум. Большой Меншиковский дворец.
"Возвращаемся" в Петербург. Разгрузка грузового корабля у причала.
Современное Адмиралтейство, а при Петре Первом - главная корабельная верфь. На стапелях - корабль, готовый к спуску на воду. На причале - толпа народа, собравшегося посмотреть на спуск. Рядом строятся еще 2 корабля. Слева - почти готов, справа - только заложен.
Заготовка материалов для строительства кораблей.
В Петербурге очень часты наводнения. За 300-летнюю историю города было зафиксировано больше 300 подъемов воды, из которых 210 более чем на 2 метра. Самым большим было наводнение 1824 года, когда вода поднялась на 420 сантиметров. Строительство дамб, защищающих город, было завершено только в 2011 году.
Очень интересное и познавательное место как для взрослых, так и для детей. После окончания экскурсии никто не просит покинуть помещение. Нужно только сдать наушники. Мы еще долго ходили вдоль макета, рассматривая и нажимая кнопки.
Казанский собор |
Оглавление |
Исаакиевский собор, Исаакиевский сквер и Колоннада |