Уже не в первый раз, проезжая мимо Владимира, возникала идея посетить этот старинный русский город. И вот, наконец, сделать это удалось.
Посещающих было трое, в том числе ребенок 7 лет. Первоначальная программа предполагала осмотр Золотых ворот, посещение диорамы "Защита Владимира", посещение музея ложки и музея пряника.
По факту получилось не совсем так.
Факт разошелся с планом сразу же после приезда в город. Нужно было куда-то поставить машину. Желательно недалеко от Золотых ворот и других туристических объектов. Желательно в таком месте, где нет очень популярных нынче знаков "Стоянка запрещена" (чтоб не искать потом машину по штрафстоянкам). Желательно бесплатно (платные стоянки, как и платные дороги, категорически не переношу).
Такое место нашлось около гостиницы "Левитанъ". Скорее всего, это была стоянка для проживающих в гостинице, но въезд был открыт, кто-то выезжал-заезжал, на стоянке были места, и нас никто не выгнал. От Золотых ворот, согласно навигатору, 400 метров. Отлично.
Выйдя из машины и пройдя метров 50, мы оказались возле музея пряника. Сюда нам было рано: часы показывали 11, а запись на мастер-класс у нас была на 14.30.
Еще через 50 метров мы оказались возле памятника князю Владимиру, основателю города. Правда, историки до сих пор спорят, кем и в каком году был основан Владимир: то ли Владимиром, который крестил Русь, в 990 году, то ли Владимиром Мономахом в 1108 году.
Стоимость: 200 рублей взрослый, 150 рублей пенсионный, 100 рублей детский. Только наличные или переводом.
Пройдя еще 50 метров, мы очутились перед указателем на Музей кукол. Почему бы и нет, начнем с него, хоть он и не входил в первоначальные планы.
Музей маленький, находится в магазине сувениров и занимает одну комнату. Открывается в 11 часов, так что мы стали первыми посетителями.
В музее представлены авторские работы Марины и Василисы Чирковых: чулочные, плюшевые, вязаные, текстильные куклы. Чулочные называются так потому, что сверху на проволочную конструкцию, набитую наполнителем, натягивается обычный чулок и закрепляется в нужных местах.
Что могу сказать. Интересно, конечно. В стоимость входит экскурсия. Кассир, она же, по совместительству, экскурсовод рассказывает о техниках изготовления кукол и об отдельных куклах. Но лица кукол мне не понравились. Зачем делать их такими кривыми? На фотографиях, правда, это плохо видно.
Папа Карло, вырезающий Буратино.
Тетя кошка из сказки "Кошкин дом".
Очень симпатичный чабан с овечками.
Путешественник.
Куклы, выполненные в технике "Блайз" (голова непропорционально большая по отношению к телу).
Кроме кукол, в музее представлена большая коллекция плюшевых мишек Тедди.
Мишка-портной.
Есть и обычные классические куклы.
Почти все куклы продаются. Правда, цены на детские игрушки совершенно не детские. Детишка схватила одну небольшую куклёшку, за нее попросили 3900 рублей. Не, я так не готов раскошеливаться. Плача было много.
Стоимость: 250 рублей взрослый, 200 пенсионерам, дети - не помню, до 7 лет бесплатно. Музей открывается в 11 часов.
Насмотревшись на кукол, мы отправились в первый запланированный музей - Музей ложки, который оказался расположен в нескольких десятках шагов. По указателю вниз под гору и дальше в небольшую дверь на первом этаже кирпичного дома.
Около входа висит своеобразная метеостанция: ложка погоды.
В стоимость входит экскурсия. Нам повезло - мы пришли как раз к тому моменту, когда набралась группа.
Музей небольшой, состоит из 4 залов и содержит самую большую в мире коллекцию ложек: 25 тысяч штук. Чего здесь только нет.
Египетская ложка-шкатулка.
Ложка-заколка, которую использовали для закалывания одежды.
Старинная ложка для чистки ушей - капауша. Отсюда, кстати, происходит слово капуша, т.е. медлительный человек. Хотя все логично: чистить ложкой ухо надо не спеша.
Ложки из ореховой скорлупы, раковин и костей. Ложки из разных пород дерева. На фотографии: ложка с ручкой в виде пера сделана из груши. Ложка не лакирована, это натуральная фактура дерева.
Витражные ложки. Такие ложки делались в России. В проволочную сетку вставлялись кусочки стекла. После революции технология изготовления таких ложек была утрачена.
Ложки регионов России как современные, так и дореволюционные.
Ложки разных стран мира. В частности - коллекция копий ложек, используемых для коронации английский королей и королев. Для каждого монарха изготавливалась своя ложка.
Европейская ложка любви. Такую ложку парень вырезал своими руками и дарил девушке, на которой хотел жениться. Каждый элемент украшения символизировал какое-нибудь его желание относительно будущей семейной жизни. Если девушка принимала подарок и выходила за него замуж, такую ложку после свадьбы вешали на стену дома.
Медицинские ложки, в которых смешивались лекарства. У некоторых вместо ручки сделана трубка, через которую смешанное лекарство давали больному.
В центре видна обрезанная пополам ложка. Она так и называется "пол-ложки" и предназначена, чтобы точно отмерять половину ложки лекарства.
Внизу видна ложка с дыркой посередине. Это ложка для диеты. Придумана американским врачом. Смыл прост: такой ложкой много еды не возьмешь, половина высыпается. Как известно, желудок не сразу дает сигнал, что он наелся. Именно поэтому многие не могут остановиться и переедают. С такой ложкой переесть не получится.
Набор ложек с книжкой-сказкой. На 6 металлических книжках написана сказка про Дюймовочку.
Вот такие ложки-мельницы.
А это самая большая ложка длиной 2 метра 20 сантиметров.
Есть и самая маленькая, длиной всего 1мм (с ручкой - 5мм). Чтобы рассмотреть ее, нужно заглянуть в микроскоп. Ложка металлическая, ручка покрыта узором.
А здесь показан процесс изготовления деревянной ложки от заготовки до конечного продукта.
Заготовка для ложки (крайняя слева) называлась баклушей. Вытесывали, или, как говорили, били баклуши 7-8-летние подмастерья. С точки зрения мастеров-ложечников процесс битья баклуш не представлял ничего сложного. Отсюда пошло выражение: бить баклуши, то есть ничего не делать или заниматься ерундовой работой.
На обработку 1 баклуши до чернового состояния ложки (предпоследняя справа) у опытного мастера уходило всего 10 минут. Для обработки применялись специальные инструменты. Полученную ложку нужно было отполировать - и можно было пользоваться. Для украшения ложку можно было покрыть лаком и расписать.
Итог. Оригинальный, очень интересный и познавательный музей.
До музея пряника оставалась еще куча времени, и мы пошли прогуляться.
Прогулка сперва привела нас к памятнику русскому иконописцу Андрею Рублеву на Соборной площади.
Через дорогу находится памятник Ленину. Первое время во Владимире ходила шутка: Андрей Рублев пишет Ленина. Власти города думали о том, чтобы Ленина перенести в другое место, но потом махнули рукой и оставили как есть.
Здесь же находится Монумент в честь 850-летия города Владимира. Трехгранная пирамида, с каждой стороны которой находится по одной скульптуре: воина, зодчего и современного рабочего. Фигуры олицетворяют прошлое и настоящее города. Фигура воина обращена в сторону оборонительных Золотых ворот, зодчего - к Успенскому собору, рабочего - в промышленный район города.
В парке Пушкина находится памятник князю Владимиру, основателю города, и святителю Федору, крестителю Владимирской земли.
Здесь же на краю обрыва к реке Клязьме - смотровая площадка, с которой открывается вид на реку, мост и часть города. Желающие рассмотреть подробности более детально могут воспользоваться биноклем, 10 рублей за минуту. Разумеется, наибольшей популярностью бинокль пользуется у детишек. Наша не стала исключением и пару минут глазела в него.
Затем прошли мимо Успенского собора. В сам собор заходить не стали.
И попали в парк Липки к собору Дмитриевскому. Дмитриевский собор построен в 12 веке, ныне не действующий и выделяется лепными украшениями на стенах.
В Липках ребенок не смог пройти мимо детской площадки, где провел целый час.
Программа: экскурсия, мастер-класс (по желанию), чаепитие.
Стоимость: 800 рублей с мастер-классом, 350 рублей без мастер-класса. Можно купить билет по Пушкинской карте. В музее висит шуточная табличка с надписью "заплатит Пушкин".
Вот и подошло наше время идти в Музей пряника. На экскурсию нужно заранее записываться по телефону. Экскурсии проводятся через каждые 1,5 часа. Чередуются мастер-классы по росписи имбирных пряников и изготовлению шоколадных конфет.
Музей соседствует с магазином пряников, где можно купить пряники разных форм и размеров, а также расписные глиняные игрушки.
У нас была запись на мастер-класс по росписи пряников. Вместе с нами на экскурсию пришел целый класс московских учеников старшего возраста. Учительница потом призналась: поначалу думала, что 15-летним пацанам будет скучно, ан нет - с увлечением расписывали наравне с девчонками.
История пряника начинается в 9 веке. Тогда это было угощение из муки, меда и ягодного сока, причем мед занимал до половины состава. Изготовлением пряников в те времена занимались исключительно мужчины. По 2 причинам. Во-первых, чтобы вручную месить тяжелое тесто (кухонных комбайнов в те времена еще не было) нужна физическая сила. Во-вторых, секреты рецептов передавались по мужской линии. Девушка, выходя замуж, уходила в семью мужа и могла унести семейный рецепт.
По способы изготовления различают 3 вида пряников:
1. лепные, которые лепятся из теста вручную и могут принимать любую форму. Обычно лепили пряники в виде животных, и назывались они козули
2. печатные, которые делаются оттиском на тесте с помощью специальной формы (печатаются)
3. вырезные, которые вырезаются из теста с помощью трафарета
Чуть ли не в каждой деревне раньше был свой секрет изготовления пряников. Сейчас самыми известными являются покровские (из города Покров во Владимирской области) и тульские.
Пряники готовят не только в России, но и в других странах. Пряниками украшают новогодние елки. Изготовляют пасхальные пряники с вставленным в середину яйцом.
А вот такой пряник с зеркалом внутри в Болгарии и Венгрии молодой человек дарил любимой девушке с намеком "ты отражаешься в моем сердце". Такой пряник есть было нельзя.
На Руси на крупных застольях существовал обычай: когда гостям пора было расходиться, хозяева выносили печатный пряник, который состоял из множества небольших делений. Пряник ломали на кусочки и раздавали гостям. Это был намек, что пора бы и честь знать. Такой пряник называли "разгоня" или "разгонный".
После экскурсии начинается мастер-класс. Всем раздают по 2 небольших имбирных пряника, глазурь разных цветов в кондитерских мешочках, откуда ее можно выдавливать, как из шприца, и кондитерскую посыпку. После объяснения каждый может разукрасить свои пряники на свой лад.
Те, кто пошел на экскурсию без мастер-класса, в это время сидят и смотрят, как работают другие. На роспись дается 30 минут. В итоге получается что-то вроде этого.
Это произведение искусства 7-летней дочки. У меня получилось хуже.
Завершает экскурсию чаепитие, на котором... нет, не съедаются только что расписанные пряники. На чаепитии предлагается попробовать покровские и тульские пряники и оценить разницу между ними. Разница и в тесте, и в начинке. Нам понравились оба.
А расписанные своими руками пряники перекладываются на бумажную тарелку, аккуратно упаковываются в пакет (потому что глазурь еще не до конца высохла) и уносятся с собой на память о посещении музея вместе с дипломом пряничных дел мастера.
Пряники - это хорошо и вкусно, но уже хотелось съесть чего-нибудь посерьезнее. Для "чего-нибудь посерьезнее", предварительно пошерстив интернет, было выбрано кафе "Тоня и ее пельмени", специализирующееся на пельменях и варениках.
Конечно, в кафе можно заказать не только пельмени с варениками, но и салаты, супы, десерты. Некоторые блюда носят прямо-таки угрожающие названия. Например, вареники "Твареники", пельмени "Индейка лисе товарищ" (бедная индейка) или салат "Мясник и его девушка" (судя по фотографии на сайте кафе, салат с мясом).
Обед из 3 порций пельменей по 15 штук в каждой, чая и кофе вышел на 1100 с небольшим рублей. Конечно, 15 пельменей это "вкусновато, но маловато", ну да ничего. В целом - вкусно. Посетителей было много, но ждать заказ пришлось недолго.
Стоимость: 800 рублей.
Этот музей в нашу изначальную программу не входил. Была мысль, что девочке там будет не особо интересно. Все-таки работа в кузнице - не женское дело. Но, наслушавшись весьма положительных отзывов, было принято совместное решение его посетить.
Музей представляет собой даже не музей, а самую настоящую действующую кузницу. С понедельника по четверг мастера-кузнецы работают в ней и изготовляют кованые изделия, а с пятницы по воскресенье проводят экскурсии, мастер-классы и даже свадьбы. Был такой обряд в древней Руси: свадьба в кузнице.
Семейное дело продолжает уже третье поколение кузнецов. Нам попался кузнец-экскурсовод с юмором и хорошим знанием своего дела. Одновременно и рассказывал, и показывал как кузнецы работают с металлом.
По стенам кузницы развешаны кованые картины. Вот эту, например, двое мастеров изготавливали в течение 3 месяцев.
Герб города Владимир.
Птица счастья
Набор инструментов у кузнеца состоит из молотков разного размера и веса, клещей и, конечно, наковальни. Наковальня состоит из 3 частей: центральной, на которой куется изделие, квадратного рога для сгибания заготовок под прямым углом и круглого рога для сгибания по кругу.
В кузнице обычно работали парами: мастер и подмастерье, основной задачей которого было работать большим молотом типа кувалды. Мастер показывал куда бить, а подмастерье изо всех сил лупил в это место своим молотом. Поэтому в подмастерья брали крепких молодых парней, которые могли махать молотом по несколько часов подряд.
Позже вместо кувалды стал использоваться паровой, а в настоящее время - пневматический или электрический молот.
Перед началом работы металл нужно разогреть до высокой температуры. При температуре в 1000 градусов железо становится мягким, как пластилин. Для разогрева используется горн, а для поддува - меха. Для разогрева горна до рабочей температуры в прежние времена приходилось работать мехами по несколько часов. Для такой работы тоже нужна была большая физическая сила. В качестве топлива сперва использовали древесный уголь, позже стали использовать уголь каменный, который при горении дает более высокую температуру.
Ну а сейчас вместо мехов используется электрический воздушный насос.
При нагревании металл меняет цвет. Сперва краснеет, потом желтеет, потом белеет. Белый самый горячий. Отсюда выражения "раскален добела" и "довести до белого каления". Опытный мастер может определить температуру заготовки по цвету с точностью до 10 градусов.
Но металл, вынутый из горна, быстро остывает и теряет свою пластичность. Иногда счет идет на секунды. Поэтому расстояние от горна до наковальни должно быть минимальным, чтобы кузнец не терял времени и как можно быстрее мог приступить к обработке заготовки.
В старые времена кузнец в деревне был уважаемый человек, а кузница - одним из самых посещаемых мест. Потому что от него зависело довольно многое в крестьянской жизни.
В те времена освещения дорог не было. Передвигаться в темноте было небезопасно. Поэтому на лошадей надевали упряжь с бубенчиками. Услышал звон - значит, кто-то едет, уйди с дороги. Бубенчики - изделие кузнеца. Делались просто: изготавливались 2 полусферы, внутрь насыпался металлический мусор, после чего полусферы спаивались.
Колеса для телег делались из дерева. А сверху обод обивался железом, чтобы колесо быстро не изнашивалось. Выковать обод и обить колесо - тоже работа кузнеца. Равно как изготовление подков и подковывание лошадей. Кузнецы, как сказал экскурсовод, были первыми шиномонтажниками.
Замки, от самых маленьких до самых больших, делали кузнецы. Как и ключи к ним.
Изготовлением весов и гирь к ним тоже занимались кузнецы. Однако, нечестные торговцы, которые подпиливали или высверливали гири, существовали во все времена. Поэтому все торговцы обязаны были раз в полгода проходить поверку своих гирь в государственных учреждениях. Хотя, конечно, от обвесов это не спасало.
Позже был придуман другой инструмент для определения веса - безмен. Русский безмен представляет собой металлический стержень с постоянным грузом на одном конце и крючком или чашкой для взвешиваемого предмета на другом. Уравновешивали безмен перемещением вдоль стержня петли. На стержень наносились метки. Напротив какой метки безмен уравновесится - такой вес у предмета.
Топоры, ножи, лопаты, вилы, гвозди и любой другой металлический инструмент - работа кузнеца.
Молодожены накануне или в день свадьбы шли к кузнецу, чтобы тот выковал им кольца. Позже изготовление колец у кузнецов отобрали ювелиры.
Во времена войн кузнецы ковали оружие.
Даже стоматологические услуги по удалению больных зубов в старину выполняли кузнецы. По одной простой причине. Зачастую кузнец был единственным человеком в деревне, у которого были клещи. А чем еще выдернуть зуб?
С древности известна традиция вешать в доме подкову на счастье. Почему именно подкову? Ответ на самом деле простой. Традиция довольно древняя. Раньше, до того времени, как были открыты уральские рудники, железо добывалось из особых сортов глины. Или, если очень повезет, из метеоритов, многие из которых состоят практически из чистого железа. Процесс производства был долгим, железа производилось мало, поэтому оно было дорогим. Были времена, когда железо ценилось как золото. Для крестьянина найти на дороге железную подкову было равноценно находке клада. Подкову можно было продать или пойти к кузнецу и попросить его выковать из нее что-нибудь. Если крестьянин имел возможность оставить подкову себе и украсить ею свой дом, значит, жизнь его достаточно обеспечена, и он счастливый человек.
После экскурсии проводится мастер-класс. Каждому, независимо от пола и возраста, предлагается выковать гвоздь. Если быть совсем точным, то не гвоздь, а шляпку гвоздя.
Почему именно гвоздь? Гвоздь - самый древний крепежный элемент. В древней Руси кованый гвоздь считался символом начала и конца строительства дома. Также бытовало поверье, что путник, уходя из дома, всегда брал с собой гвоздь. Считалось, что частичка дома поможет ему в трудную минуту, придаст сил и обережет от невзгод.
Перед началом экскурсии всем выдают вот такие заготовки.
Перед началом мастер-класса кузнец собирает у всех заготовки и складывает возле горна. Мастер сам разогревает заготовку и вставляет ее в гвоздильню. Это такой инструмент со сквозными отверстиями, куда вставляется заготовка гвоздя.
Первыми куют гвозди детишки. Им мастер помогает по полной программе, потому что держать тяжелый молоток им приходится двумя руками, да и сил не всегда хватает, чтобы расплющить металл.
Потом идут женщины. Им мастер тоже во многом помогает. Некоторые выходить не решаются, за них детишки куют по второму гвоздю.
Последними идут мужчины. Тут мастер только подсказывает, куда и как нужно бить, а все делаешь сам. В одной руке молоток, в другой - гвоздильня с заготовкой. И вперед, ковать шляпку.
В итоге получается вот такой гвоздь.
А вот тем, кто стучал молотком не по заготовке, а по наковальне, как сказал кузнец, раньше давали подзатыльник. Бить по наковальне у кузнецов плохая примета. Бить нужно по заготовке, которая лежит на наковальне. А если кузнец после нескольких ударов по заготовке делает 1 или 2 легких стука по наковальне - это отстуки, во время которых кузнец расслабляет руку.
Итог. Тоже очень интересное и познавательное место. Программа рассчитана на 1 час.
Вот и все на сегодня. Экскурсионно-прогулочная программа продлилась с 11 до 18 часов. На диораму в Золотые ворота мы не пошли, оставив ее на следующий раз, а на сами Золотые ворота посмотрели из окон машины.