Стоимость: 170 рублей с человека или 1020 рублей за индивидуальную экскурсию.
Длительность: 45 минут.
Место проведения: Музей новогодней игрушки.
Когда я записывался на экскурсию, группы еще не было. Меня предупредили, что если группа не наберется, экскурсия будет индивидуальной и стоить будет 1020 рублей. А если наберется группа, то 170 рублей с человека.
По факту кроме нас никого так и не оказалось.
На этой экскурсии рассказывают о том, как учили сельских детей на Руси в старые времена.
Учебный год начинался не как сейчас, в сентябре, а 14 декабря в Наумов день и заканчивался с началом весны. Связано это было с тем, что в сезон полевых работ дети помогали взрослым в поле и по дому, поэтому учиться было некогда.
Учителем в сельской школе был местный священник. Причина, опять же, простая: зачастую он был единственным грамотным человеком в сельском округе. Обучение было платным, но обычно родители платили учителю не деньгами, а зерном, мукой, овощами, мясом, яйцами. В общем, что у кого было.
Школа представляла собой две небольшие комнатки в каком-нибудь подвальном помещении в церкви. В одной комнате проходили занятия. В другой жили ученики, потому что далеко не все могли каждый день ходить домой в соседние деревни за много километров.
Обе комнаты отапливались одной печью. В ней же готовили еду. На каждый день из учеников назначался дежурный. Он должен был встать раньше всех и к началу занятий протопить печь и приготовить кашу. Учитель никогда не занимался подобными делами. По словам экскурсовода, это часто удивляет современных детей и их родителей.
Кашу ели все из одного горшка. Поэтому все, кто учился в одной школе, назывались однокашники, т.е. те, кто ел одну кашу. Каждый зачерпывал своей ложкой в порядке строгой очереди. Учитель следил, чтобы очередь не нарушалась. А нарушителям или тем, кто вздумает баловаться во время еды, от учителя доставалось деревянной ложкой по лбу. Да так, что ложка иной раз раскалывалась. Зато дисциплина за столом была железной.
В одном классе могли учиться дети самых разных возрастов. Я так и не понял, как так могло быть, если одни дети уже умели читать-писать, а другие только начинали учиться.
Зимой световой день короткий. Класс нужно было освещать. Восковые свечи для этой цели не использовали - воск был довольно дорогим материалом, доступным далеко не всем. Освещался класс деревянными лучинами, вставленными в специальную подставку, называемую светец. Внизу ставился таз с водой, куда падали сгорающие куски дерева и выбрасывались остатки сгоревших лучин. На 1 класс ставилось 5-6 лучин. Одна лучина сгорала за 10 минут, так что менять приходилось часто и нужен был большой запас. Да и света от них было не так уж много. К тому же, продукты горения накапливались прямо в классе, т.к. для проветривания было максимум небольшое окошко, открывать которое в холодное время года надолго было нельзя.
Самым ценным в школе был сундук с книгами, который учитель держал на замке и открывал только для того, чтобы достать или положить книги. Книги были исключительно церковные. По ним-то ученики и учились читать. К концу обучения каждый ученик обязан был выучить наизусть содержание всех книг. Одну книгу учитель выдавал на день группе из 3-4 учеников, а вечером спрашивал, что они успели выучить. На другой день тем же ученикам могла достаться другая книга.
На следующей фотографии: лучина в светце и сундук с книгами.
Несмотря на принимаемые противопожарные меры, пожары в школах были не так уж редки. В этом случае учитель в первую очередь спасал сундук с книгами, а вовсе не учеников. Типографий в то время еще не было, книги были рукописные и их утрата наносила школе непоправимый ущерб. Ученики должны были спасаться сами.
Кроме чтения в школе были уроки письма и арифметики. Тут уже нужно было писать. Сначала писали на бересте специальными деревянными палочками, называемыми писалами. Экскурсовод нам тоже выдала по кусочку бересты и по писалу и предложила попробовать что-нибудь написать. Писать можно, хотя, конечно, не так быстро и не так красиво, как ручкой или карандашом. Береста при писании издает громкий скрип.
Однако к началу занятий нужно было заготовлять много бересты. Поэтому позже береста была заменена восковыми дощечками, на которых писали теми же писалами. Преимуществом восковой дощечки было то, что написанное можно было стереть, что давало возможность многократного ее использования, с одной стороны, и незаметного исправления ошибок, с другой. Стиралось написанное другим концом писала. В конце каждого урока ученики тщательно стирали все написанное за урок. Как было сказано выше, воск был дорогим материалом, поэтому при стирании подбирались и прилеплялись на доску все отпавшие кусочки воска.
Нам тоже предложили попробовать писать на такой дощечке. Правда, вместо воска там был пластилин. Я заметил, что это очень похоже на современный планшет со стилусом, а затем на радостях исписал чуть ли не половину доски. Зря я это сделал, потом пришлось сидеть и все тщательно стирать.
Еще позже восковые дощечки заменила бумага. Писать стали гусиными перьями, недостатка в которых в деревнях не было. Перья нужно было особым образом затачивать маленьким ножиком, который стали называть перочинным. Это название сохранилось до наших дней, хотя перьями уже давно никто не пишет.
Особое внимание уделялось дисциплине в классе. Учитель мог наказать любого ученика за любую провинность. Для наказания использовались розги, которые стояли на видном месте в кадушке с соленой водой. В классе была также специальная лавка для наказаний.
Случалось, что учитель наказывал не того, кого было нужно. В этом случае выносилось предписание, и ученик освобождался от наказаний до конца месяца. Уточняю: не на месяц, а именно до конца месяца, т.е. до 1 числа следующего месяца. И не важно, начало месяца сейчас или конец. Если начало - считай, что повезло. Отсюда пошло выражение: выдать по первое число.
Пороли только мальчиков. Девочкам в качестве наказания давали какую-нибудь работу на ночь.
Ну а поскольку мальчиков в нашей группе не оказалось, экскурсовод продемонстрировала процесс наказания на нашей девочке, легонько хлопнув ее розгой по спине, предварительно испросив разрешения у родителей.
В целом экскурсия нам очень понравилась. Весьма познавательно.
Вертепное представление "Звезды рождественской сиянье" |
Оглавление |
Музей елочной игрушки |