В конце сентября 2015 года судьба занесла меня в командировку в город Новый Уренгой. Я давно уже хотел съездить куда-нибудь на север, и вот представилась такая возможность.
Предварительный сбор сведений показал, что Новый Уренгой – небольшой город в Ямало-Ненецком автономном округе с населением 110 тысяч человек. Город был основан не так давно – в 1975 году. Основная сфера деятельности в городе – добыча газа. На долю газодобытчиков Уренгоя приходится 74% всего добываемого газа в России. От Полярного круга город отделяет всего 60 километров. Зима длится 284 дня, причем 22 декабря Солнце встает всего на 1,5 часа. Лето длится максимум месяц, и это время полярного дня, когда Солнце не заходит.
У нас сентябрь выдался очень теплый. На улице было +24 градуса. В Новом Уренгое, по данным Гисметео, было всего +4. Поэтому пришлось одеть зимние ботинки и взять с собой теплую куртку. На вокзале, думается, смотрелся я в таком наряде весьма необычно.
Дорога до Уренгоя состояла из переезда на поезде до Москвы и перелета от Москвы до Нового Уренгоя. При регистрации на самолет специально попросил место около окна и всю дорогу глядел вниз с высоты выше птичьего полета.
Пилот попался с юмором. После набора высоты объявил: наш самолет летит на высоте 10 километров, температура за бортом -50 градусов, поэтому окна открывать не рекомендуется.
Перелет от Москвы до Нового Уренгоя длится 3 часа. После перелета над европейской частью России внизу открывается потрясающий вид на Уральские горы.
Уральские горы |
Уральские горы |
После Уральских гор резко меняется природный ландшафт. Вместо привычных взору лесов и полей тянется серо-коричневая тундра с множеством озер.
Тундра |
Тундра |
Прилетел. На улице шел дождь и было действительно +4. Пришлось одеться по полной программе. До гостиницы меня довезли на машине. Заселился. Решил сходить в магазин, расположенный в ближайшем торговом центре. Торговый центр находился не очень далеко, поэтому перчатки одевать не стал. Как оказалось, зря. Был вечер, температура опустилась до 0. С непривычки руки капитально замерзли. Вернувшись в гостиницу, первым делом сунул в карман куртки перчатки.
Разница во времени между Москвой и Новым Уренгоем составляет 2 часа. Когда в Москве полдень, в Новом Уренгое 14 часов.
Утром пошел на работу. Под ногами хрустел образовавшийся ночью иней. Это доказывало, что по ночам температура падает ниже 0. Правда, к обеду этот иней таял.
К третьему дню пребывания сложилось впечатление, что я был самым тепло одетым человеком в городе. Местные ходили в куртках, не застегиваясь. Многие ходили даже без шапок.
Командировка предполагала мое присутствие в Уренгое в течение 2 недель, поэтому выходные я провел в городе. В субботу пришлось выйти на работу, а воскресенье было в моем полном распоряжении. Сидеть дома было скучно, и я пошел обследовать город.
Я жил в южной части города. Сам город небольшой, однако активно развивающийся. Не зря он называется городом газодобытчиков и строителей. Много зданий в той или иной степени имеют отношение к Газпрому. Это и административные здания, и спортивные центры, и культурные центры. Говорят, если выехать недалеко за город, можно увидеть газовые скважины. Также ведется много строек.
За 4 часа прогулки пешком обошел всю южную часть города. Побывал на привокзальной площади, поглядел на вокзал Нового Уренгоя. Около вокзала установлен памятник пионерам освоения Уренгоя и тепловоз в честь 30-летия открытия железной дороги Тюмень-Сургут-Новый Уренгой. Произошло это знаменательное событие не так давно - в 2012 году.
Памятник пионерам освоения Уренгоя |
|
Вокзал |
Тепловоз-памятник |
Далее дорога вывела меня к местному базару. Тут пару слов необходимо сказать о деньгах. Не знаю, сколько получают газодобытчики и строители, но цены на базаре высокие. За 5-литровое пластиковое ведро яблок просили 250 рублей. В магазинах цены в среднем на 30-50% выше, чем в Поволжье. Но бывает и больше. Так, за литр молока берут 70 рублей. А вот фрукты и овощи в супермаркетах стоит так же, как в Поволжье. Но это только в супермаркетах.
За рынком одна дорога вела в какие-то пустыри, другая – вглубь города. По ней и направился. Прошелся по главной улице южной части города от одного ее конца до другого. Из того, что попалось по пути, были церковь, мечеть и штук 5 торговых центров.
На улице |
|
Церковь |
Мечеть |
Вообще, сложилось впечатление, что в Уренгое количество торговых центров на единицу площади города превышает аналогичный показатель в городах Поволжья. Около одного культурного центра встретился довольно симпатичная скульптурная композиция "Семья".
По городу ездит много УАЗов и иномарок-внедорожников. Обычных машин практически нет, а те, что встречались, в большинстве своем имели номера из других регионов. Как говорят местные, зимой бывают такие заносы, что без внедорожника никуда.
В Уренгое есть торговый центр с названием "Вертолет". Назван так потому, что на его крыше установлен настоящий вертолет. Когда я увидел этот центр в первый раз, то подумал, что в здании расположен институт или производственный цех, связанный с вертолетостроением, потому что в тундре есть такие места, куда можно добраться только на вертолете. Оказалось ошибся.
В этом торговом центре есть отдел, где продают всякие приколы для оформления интерьера. На входе в отдел стоит… как вы думаете, кто? Самый настоящий конь в пальто.
Всю первую неделю моего пребывания температура держалась чуть выше 0. А 1 октября лег снег и уже не растаял. Температура опустилась до -3-5 градусов. Местные утеплились - застегнули куртки и одели легкие шапки. Впрочем, удивляться нечему. Люди здесь привычные к морозам, ведь температуры в -30-35 градусов считаются нормой для здешней зимы.
Командировка подошла к концу, и настала пора улетать. В предпоследний день после работы меня прокатили на машине по северной части города. Правда, было темно, поэтому не удалось детально разглядеть и заснять достопримечательности.
Местные говорили, что в любой день могут начаться метели, в результате чего аэропорт может быть закрыт. Но мне повезло, и улетел я вовремя.