Виртуальная жизнь ребенка: Интернет - друг или враг?
svd Пришел, увидел, оценил

Виртуальная жизнь ребенка: Интернет - друг или враг?

19.01.2018 был проведен семинар на тему "Виртуальная жизнь ребенка: Интернет - друг или враг?". Видеозапись семинара доступна здесь.

Что хотелось бы отметить по итогам просмотра записи.

1. Вопрос изначально поставлен некорректно. Аналогично можно было бы спросить: топор - хорошая вещь или плохая? Один рубит им дрова, другой - головы. Интернет не друг и не враг. Интернет - это инструмент. Которым нужно учить пользоваться правильно и по назначению.

2. Заявленная тема дискуссии: интернет. Но о самом интернете говорится довольно мало. Больше разговоров шло о психологии детей подросткового возраста. Тема интернета (друг он или враг), как говорится, не раскрыта.

3. Относительно проблемы ухода общения подростков из реальной среды в интернет. Да, есть такое явление. Но!

Первое. Во времена, когда мы сами были подростками, многие читали газету "Пионерская правда". А в ней был раздел типа "Ищу друзей", где публиковались адреса тех, кто хотел переписываться. Интернет позволяет делать то же самое, но гораздо быстрее.

Второе. Некоторые, особенно девочки, в детстве вели дневники. Которыми иногда делились со своими подругами. Личный блок в интернете или страница в социальной сети - это, по сути, тот же дневник.

4. В интернете действительно существует проблема недостоверности информации. Потому что источников очень много, а сведения об одном и том же явлении или событии, размещенные в разных источниках, могут иной раз противоречить друг другу. Поэтому не стоит опираться на один источник. Пусть даже это такой известный ресурс, как Википедия.

Несмотря на вышеобозначенную проблему, интернет дает доступ (пусть иногда и не бесплатный) к книгам. Искать информацию в электронной книге гораздо проще и быстрее, чем листать книгу бумажную в поисках нужной главы или абзаца.

5. Почему подростки вступают в разные подозрительные интернет-сообщества - понятно. Они хотят самоутвердиться и самовыразиться. Но что делать, чтобы не допустить этого - по результатам семинара неясно.

Обсуждать с подростком это можно и нужно, но, как было правильно сказано выступающими, родители для подростка уже не являются столь весомым авторитетом, как в детстве. Авторитет родителей может перевесить "авторитет" группы.

Более того. Подросток - это человек, с мнением которого родителям приходится считаться, хотят они этого или нет. Как говорится в одной азиатской пословице, "Обращайся с сыном до 6 лет как с царем, с 6 до 12 лет как со слугой, после 12 как с равным". Думается, тот же принцип можно применять и к дочерям.

Впрочем, ситуация видится не такой уж критичной. Процент подросткового суицида в России, по данным Федеральной службы статистики, около 720 случаев ежегодно. Из них, по данным МВД РФ, 1% (это ВСЕГО 7 самоубийств из общего числа) совершаются из-за "групп смерти". Остальные дети пошли на это из-за проблем в личной жизни, в семье, конфликтов со сверстниками, одиночества.

6. Призывы сообщать в прокуратуру о сайтах и страницах с запрещенным и опасным контентом - мера малоэффективная. Была приведена статистика, сколько тысяч подобных страниц было заблокировано. Цифра, наверное, должна впечатлять. Но, как человек, несколько знакомый с сайтостроительством, могу сказать, что сверстать простую веб-страницу из готового текста и фотографий - дело 10-15 минут. Разместить ее на бесплатном хостинге при наличии аккаунта - секундное дело. Многие хостинг-сервисы предлагают бесплатные онлайн-конструкторы страниц, в которых можно сформировать страницу по готовому шаблону и срау разместить ее на сайте. Создать новую группу в социальной сети - тоже дело недолгое. Поэтому неудивительно, что одна заблокированная страница может довольно быстро переродиться по другом адресу.

7. Была дана рекомендация учителям давать больше групповых проектов, где дети работают над одной работой не по одиночке, а группами. Не могу с этим полностью согласиться. Есть дети, предпочитающие работать самостоятельно. Собственно, я таким был. То есть нужен индивидуальный подход.

8. В певом выступлении была представлена реклама клуба для подростков, в котором их "принимают такими, какие они есть", несмотря на их поступки, оценки и т.д., при этом подростки быстрее раскрывают свои мысли и способности. Надо заметить, что эта идея не нова - читаем Макаренко.

9. Один из наиболее дельных советов по итогам семинара - совместно с подростком выработать правила использования интернета. Я бы его переформулировал, как уже было написано в начале: нужно научить подростка безопасно работать с инструментом под названием "интернет". Поставить на его устройство антивирус с регулярным обновлением. Объяснить, какие ссылки открывать нельзя. На что нужно обращать внимание при установке приложений. Ни в коем случае не привязывать к аккаунтам банковские карты. Не раскрывать в социальных сетях данные о себе, родственниках, друзьях (вплоть до того, что не представляться своим реальным именем и не выкладывать свои фотографии).

Одним из выступающих рекомендовалось ставить программы фильтрации контента, слежения за активностью пользователя устройства и ограничения времени использования интернета. Да, есть такие программы. Но если ребенок технически грамотен, он может найти путь обхода блокировок. Такую историю про своего сына мне рассказывал начальник на прошлой работе. Парень в 14 лет сам научился снимать блокировки компьютера, которые ставил отец-ИТшник. Это было лет 10 назад. А сейчас в интернете можно найти множество статей на тему как снять блокировку со смартфона или взломать пароль.

10. Пару слов о компьютерных играх, хотя этот вопрос не затрагивался на семинаре.

Говорят, боевые компьютерные игры провоцируют агрессивное поведение. Так вот... Я сам в школьные годы часами играл на компьютере, ообенно в каникулы. А на 2 курсе института мы купили современный (по тем временам) компьютер, и я, придя с занятий, мог по 3-4 часа рубиться в DOOM или Quake. И как-то не возникало желания потом выйти на улицу и порубить кого-нибудь в реале.

С другой стороны, мне рассказывали вот такой случай. Рассказывал человек, который был непосредственным свидетелем происходящего. В одном компьютерном клубе проводили турнир по Counter Strike. Две команды сперва порубили друг друга по сети, а потом решили выяснить отношения в реале. Турнир закончился в отделении милиции.

Время от времени возникают истории об игроках, умерших от переигрывания (еще бы, если человек часов 30 просидел в игре). Но означает ли это, что нужно запрещать компьютерные игры? Однозначно нет.

Подводя итог, приходится отметить, что ответа на исходный вопрос: интернет - это все-таки друг или враг - дано не было.

 

На главную
Яндекс.Метрика